Климатические изменения, вызванные существенным повышением общепланетарной температуры, привели к сокращению ресурсов питьевой воды в аридных и семиаридных регионах планеты. Не остается сомнений, что в ближайшие несколько десятилетий мировой спрос на питьевую воду будет стремительно расти. Этому же будет способствовать быстрый рост населения в государствах, расположенных в пределах тропического и субтропического климатов.

Было подсчитано, что в 2040 году четырнадцать из 33 стран с наибольшим водным дефицитом будут находится на Ближнем Востоке. При этом девять из них – это государства с критическим недостатком водных ресурсов, с коэффициентом дефицита питьевой воды 5,0 из 5,0. Это такие страны, как Бахрейн, Кувейт, Палестина, Катар, Объединенные Арабские Эмираты, Израиль, Саудовская Аравия, Оман и Ливан. Этот регион планеты, который и без того является наименее безопасным с точки зрения водообеспечения, в значительной степени зависит от грунтовых и опресненных морских вод и в обозримом будущем столкнется с исключительными проблемами, связанными с водопользованием.

Южный Кавказ является регионом, непосредственно находящимся в пределах семиаридного климата. По крайней мере в Азербайджане его влияние всегда было очень сильно. 

Значительную часть территории Азербайджана занимает область сухих степей и полупустынь со среднегодовым количеством осадков – менее 500 мм. Поэтому глобальное потепление наиболее чувствительно отразилось на климате страны. С каждым годом в холодное время года здесь становится все мягче и засушливее.

Но дело не только в самом Азербайджане, а в том, что в связи с общим сокращением количества осадков в регионе, проблемы начинают испытывать и соседи. Поэтому основные транзитные реки часто мелеют, что создает значительные проблемы, связанные с орошением. Ведь система основных оросительных каналов, действующих в стране, рассчитана на водозабор из транзитных рек. А если вода в них убывает, то это неизменно отражается на нормах полива, на производстве сельскохозяйственной продукции. Проще говоря, если в Грузии выпадет намного меньше среднемесячной нормы осадков, то в Куре будет наблюдаться межень, а Верхне-Карабахском канале, орошающем весь равнинный Карабах, воды и вовсе будет не хватать. Неслучайно, в последние годы так остро встал вопрос орошения обширных плодородных угодий, некогда обеспечивающих страну значительными урожаями хлопка, винограда, зерновых и прочих культур.

Азербайджан – наименее обеспеченная речными водными ресурсами страна Южного Кавказа. Из всего объема водных ресурсов рек страны 66 % формируется на территории сопредельных государств. Всего оцененный запас пресной воды в Азербайджане составляет 30,9 млрд кубометров. Из них 34% – грунтовые и внутренние воды, 66% – воды, образующиеся за счет трансграничных рек. Таким образом, Азербайджан исключительно зависит от транзитных водных артерий, главными из которых являются реки Кура, текущая со стороны Грузии, Араз – со стороны Армении и Самур – со стороны России.

Однако ситуация усугубляется тем, что экологическое состояние рек Кура и Араз, а также их притоков оставляет желать лучшего. Результаты неоднократно проводимых со стороны Национального департамента мониторинга по окружающей среде Минэкологии и природных ресурсов Азербайджана измерений свидетельствуют, что Араз и Кура, пересекая азербайджанскую границу, несут в своих водах избыточное количество загрязняющих веществ. Сточные воды бытового и промышленного происхождения с территории Армении и Грузии, расположенных выше по течению, сбрасываются в эти реки без должной очистки, а чаще и вовсе не очищенные, в результате чего уровень вредных веществ в воде многие годы превышает санитарно-экологические нормы.

Дополнительную неопределенность в эту ситуацию вносит то обстоятельство, что Азербайджан давно ратифицировал Хельсинкскую конвенцию «По охране и использованию водных стоков и международных озер, проходящих границу», в то время как Армения и Грузия к ней так и не подключились.

Длительное время Азербайджан находился в состоянии «водной войны» с Арменией. По причине оккупации 20% азербайджанских территорий, 25% от общего объема речных вод находилось под контролем армянских вооруженных формирований. Пять лет назад, 26 января 2016 года, на пленарном заседании сессии ПАСЕ была принята резолюция «Преднамеренное лишение воды жителей прифронтовых районов Азербайджана». Инициаторы доклада отмечали, что армянская сторона препятствует обеспечению жителей прифронтовых территорий Азербайджана водой из Сарсангского водохранилища. «Захватчики Нагорного Карабаха открывают клапаны в плотине и сбрасывают воду и зимой, и летом тогда, когда она не нужна в таком количестве. А когда нужна для орошения, не открывают. В результате ухудшается ситуация и обостряется проблема» – говорилось в докладе, представленном на обсуждении в ПАСЕ.

Как известно, в результате успешной военной кампании осенью 2020 года Азербайджан вернул себе контроль над Нагорным Карабахом, в частности полностью обеспечен контроль над водохранилищем в поселке Суговушан, в результате чего пересохшие русло реки Тертер и каналы, орошающие равнинный Карабах, вновь стали наполняться водой.

Предполагается, что уже текущим летом производство сельхозпродукции в регионе Нижнего Карабаха в связи со своевременными поливными работами существенно возрастет. Кроме того, на прочих освобожденных территориях предусматривается восстановление оросительной системы, создание условий для эффективного расходования водных ресурсов.

Большие надежды возлагаются на использование совместного с Ираном гидроузла на реке Араз в районе Худаферина. Построенная здесь плотина и крупное водохранилище позволит осуществить строительство сети каналов для орошения обширных участков на территории Геянской степи. Речь идет о территории равной 120 тыс. га. После деоккупации этого участка государственной границы иранская сторона обратилась к официальному Баку с предложением возобновить взаимодействие в данном направлении.

На фоне существующих трудностей образцом решения проблемы использования транзитных рек может служить сотрудничество Азербайджана и России по использованию реки Самур. Межгосударственные договоренности предусматривают, в частности, деятельность совместной азербайджано-российской комиссии по разделению водных ресурсов этой трансграничной реки.

Известно, что еще в 1939-1940 годах, для забора воды на нужды орошения земель на территории Азербайджана народным способом, в земляном русле, вручную от Самура до населенного пункта Дивичи был построен Самур-Дивичинский канал протяженностью 108 км, с водозабором в голове канала 25 кбм /сек.

В 1951-1955 годах строительство канала в земляном русле было продолжено до Апшеронского полуострова, а в 1957 году на реке Самур был построен водозаборный гидроузел Самур – Апшеронского канала.

В 1960-1961 годах была осуществлена реконструкция канала, и канал на всей протяженности (182,8 км) был покрыт бетонной облицовкой.

В 2004 году головной водозаборный гидроузел на реке Самур был полностью отремонтирован.

28 августа 2010 года между Россией и Азербайджаном было подписано Соглашение № 1416-р о делимитации границы между РФ и РА, а также о рациональном использовании и охране водных ресурсов реки Самур, по которым граница между РФ и РА переносилась с правого берега реки Самур на середину гидроузла и стороны договорились впредь производить деление водных ресурсов в равных долях и установить размер экологического сброса равным 30,5 %. Начиная с этого времени стороны четко придерживаются условий выполнения этого соглашения.

Значение реки Самур для экономики Азербайджана трудно переоценить, поскольку ее воды используются как в сельском хозяйстве, так и в обеспечении пресной водой населения таких городов, как Сумгаит и Баку.  Джейранбатанское водохранилище, питаемое водами Самур-Апшеронского канала, снабжает питьевой водой крупнейшую на Кавказе бакинскую городскую агломерацию. Неслучайно, азербайджанская сторона придает большое значение экологическому состоянию этой реки. Исходя из этого, Азербайджан проявляет исключительную заинтересованность в сотрудничестве с Россией по рациональному использованию водных ресурсов Самура.

К сожалению, в настоящее время во многих низменных районах страны наблюдается засушливый период. Фермеры жалуются на отсутствие значительного количества осадков, на сокращение воды из артезианских источников.

В этих условиях остаются две надежды: на транзитные реки и на водосберегающие технологии. В Азербайджане все больше отдается предпочтение подземной системе капельного орошения, которое позволяет снизить процент испарения воды и ведет к ее экономии. Но даже в этих условиях транзитным рекам нет замены.

Накануне в Азербайджане в два раза повысили тариф на использование питьевой воды из расчета на то, что ее будут использовать более рачительно. Возможно этот шаг окажет определенное воздействие на ситуацию, но это лишь часть решения проблемы. Необходимо перестраивать свое отношение к водопотреблению, учиться жить в условиях экономного расходования воды и находить общие решения с соседями. Климат не знает границ, и вызовы, исходящие от глобального потепления, касаются всех.

От Велизаде Ильгар

Политолог