Совместный российско-турецкий мониторинговый центр, который следит за прекращением огня в Карабахе, работает уже несколько недель. Центр укомплектован 60 высокопоставленными офицерами с обеих сторон под руководством двух генералов, и эта деятельность направлена на обеспечение устойчивого и эффективного мира, достигнутого в регионе. Отметим, что Центр был разработан и запущен в соответствии с требованиями Совместного заявления от 9 ноября. Однако главный вопрос – вклад Центра в формирование прочного мира и атмосферы взаимного доверия и уверенности. Итак, каковы положительные моменты с точки зрения целей, поставленных на период с момента запуска Центра Мониторинга, и какой вклад эта структура может внести в будущем?

Прежде всего, следует отметить, что совместная миротворческая деятельность российских и турецких военных в Карабахе – не первый случай совместного сотрудничества. До сих пор мы были свидетелями подобной практики на Ближнем Востоке, особенно в Сирии, и, несмотря на все усилия западных «друзей», Россия и Турция продемонстрировали готовность работать вместе, а не конфликтовать перед лицом незначительных инцидентов. Таким образом, есть первоначальный опыт, и, несмотря на все возможные провокации (об этих угрозах я расскажу позже), есть достаточные основания прогнозировать, что российские и турецкие военные достигнут цели совместных действий в Карабахе. Конечно, это первоначальная точка зрения, и глубокий анализ показывает, что существуют серьезные угрозы реализации этих идей. Достичь цели без нейтрализации этих угроз будет непросто.

Итак, каковы угрозы, которые препятствуют установлению прочного мира в регионе, формированию давно утраченной атмосферы взаимного доверия между двумя враждебными обществами, поддержанию сосуществования и, как следствие, которые могут привести к провалу миротворческой миссии? Угрозы можно разделить на две группы с точки зрения связи участников с региональными и внерегиональными силами. Первая группа угроз и способы преодоления их:

Первая угроза: в пункте 5 заявления от 9 ноября из 9 пунктов, стороны конфликта при посредничестве России соглашаются, что параллельно с вводом миротворцев в регион, вооруженные силы Армении будут выведены с территории Азербайджана. Хочу отметить, что президенты России и Азербайджана неоднократно заявляли, что условия декларации о прекращении огня последовательно выполняются. С этой точки зрения нет проблем с выполнением пункта 5 части миротворцев, которые входят в регион и следят за соблюдением режима прекращения огня. Однако, к сожалению, в регионе все еще остаются незаконные вооруженные формирования, которые неоднократно нарушали режим прекращения огня и пытались терроризировать азербайджанцев. Благодаря согласованным совместным усилиям миротворцев и Вооруженных сил Азербайджана этим искрам не удалось превратиться в пламя. К сожалению, присутствие незаконных вооруженных формирований и террористических группировок в регионе остается серьезной угрозой для прочного мира.

Вторая угроза: Карабах является неотъемлемой частью Азербайджана, как с точки зрения исторических реалий, так и с точки зрения международного права, и об этом неоднократно открыто заявлял президент России Путин. К сожалению, сепаратистская организация, злоупотребляя гуманистическим подходом российских миротворцев, а также азербайджанской стороны, пытается отстаивать свое существование при любой возможности, и их присутствие все еще в некоторых частях Карабаха создает определенные проблемы для полного государственного суверенитета Азербайджана над своей территорией. Присутствие сепаратистской организации «НКР» в регионе стало одним из факторов, угрожающих будущему режиму прекращения огня и мира.

Третья угроза: усиление реваншистов в Армении, особенно претензии бывших президентов Роберта Кочаряна и Сержа Саркисяна о возвращении к большой политике и военные лозунги, угрожающие крупным проектам по построению отношений между Азербайджаном и Арменией, а также хрупкому прекращению огня в Карабахе, и в результате это затмевает эффективную работу Центра Мониторинга.

Однако следует отметить, что утверждения Кочаряна и Саркисяна не представляют серьезной угрозы, потому что они не поддерживаются серьезными силами и общественным мнением, но могут быть инструментом в руках сил, пытающихся нарушить мир и согласие, а также параллельно сорвать совместную деятельность России и Турции в регионе.

Вторая группа угроз:

Угроза первая: 9 ноября, сделав ход, Россия смогла оставить своих соперников Францию и США в стороне от процесса нормализации отношений на Кавказе. Однако деструктивный подход западных стран, особенно Франции после прекращения огня, «демократические» шаги, служащие усилению конфронтации между сторонами конфликта, показали, что им нелегко примириться с существующими реалиями. Имеет место и враждебность по отношению к России среди народов бывшего Советского Союза, которая была достигнута в какой-то степени в результате многолетней пропаганды Запада. Хочу добавить, что их шаги также совпадают с интересами армянской диаспоры, которая действует в европейских странах и США и стремится разжечь межнациональную рознь на Кавказе. Итак, угрозы со стороны стран Западной Европы и США и угрозы миру в Карабахе.

Вторая угроза: как в России, так и в Турции существуют серьезные силы, которые противостоят нормализации отношений между двумя странами, и, несмотря на постоянные чистки, они продолжают существовать как сила, с которой нужно считаться. Например, инцидент со сбитым Турцией российским самолетом послужил интересам практически всех сил, кроме России и Турции. Таким образом, существует наличие внутри самих России и Турции сил, пытающихся нанести удар по совместным действиям в Карабахе.

Третья угроза: организации армянской диаспоры, действующие в России и оказывающие открытую финансовую поддержку реваншистски настроенному карабахскому клану в Армении и их фантазиям о «высшей расе и Великой Армении». Отмечу, что эта «больная идеология» уже вышла за пределы локального уровня и стала угрозой глобальной безопасности. Не так давно Норайр Григорян, представитель армянской диаспоры в России, поделился в социальных сетях территориальными претензиями армян к России с центром в Сочи или Адлере, что позволяет говорить о том, насколько опасен и масштабен «армянский синдром». Таким образом, угрозу представляют круги армянской диаспоры, действующие в России и играющие важную роль в возникновении и эскалации межнациональной вражды на Кавказе, и их неиссякаемые претензии к другим народам и соседям.

Выше перечисленные факторы, угрожающие уверенности в установлении мира и сосуществования в Карабахе, могут время от времени создавать проблемы для эффективной работы объединенного центра в Агдаме. Однако сильная политическая воля (особенно со стороны России, Турции и Азербайджана), совместные действия, служащие интересам государств (особенно России и Турции), создание эффективного и стратегического союза с Азербайджаном в интересах региона углубляют союзнические отношения с Турцией, укрепляя иммунитет против различного давления на Россию, которое, очевидно, усилится в ближайшее время, а также призывает к более жесткому контролю за деятельностью объединённого Центра мониторинга и совместной тактике борьбы со всеми угрозами на этом пути.

Таким образом, эффективное функционирование совместного Центра в Карабахе имеет жизненно важное значение как для будущего развития региона, так и для интересов России и Турции. Противоположный вариант приведет к усилению напряженности в регионе, поставит под угрозу готовящиеся к реализации экономические и коммуникационные проекты, а также нанесет серьезный ущерб интересам России и Турции в регионе.

От Алиев Анар

Политолог