С проблемой энергоснабжения Грузия столкнулась в первые месяцы после обретения национальной независимости, когда оказалась отключенной от общей системы и была вынуждена искать альтернативные источники для обеспечения населения и производственных объектов горючим, газом и электроэнергией, потому что для госструктур и высокопоставленных чиновников свет и газ находились всегда. Многие помнят, как в далекие 90-е годы вся страна разом оказалась обесточенной на несколько дней, а до этого перестала получать голубое топливо, и только что пришедший в тот период к власти Эдуард Шеварднадзе первое время не мог толком объяснить согражданам, что же происходит и когда все это закончится.

Отключения света и отсутствие газоснабжения продолжались в течение всех лет правления Шеварднадзе, и проблема нашла свое решение лишь после прихода к власти «Единого национального движения», когда в систему энергетики стали активно заводить иностранных инвесторов. Но страна продолжала импорт электроэнергии и оставалась зависимой от зарубежных поставщиков. Поэтому еще при прежнем правительстве задумались о необходимости использования имеющегося у Грузии потенциала – водных ресурсов, энергии солнца и ветра и других. При этом особых проблем с энергоснабжением, если не считать отдельных кратковременных аварий на ЛЭП или газопроводах, в Грузии ни при правлении ЕНД Михаила Саакашвили, ни при правлении «Грузинской мечты» не было.

Активно продвигать идею освоения водных ресурсов и строительства по всей стране новых крупных и малых ГЭС в Грузии начали еще в тот период, когда министерство энергетики возглавлял Каха Каладзе. Был разработан и выложен на сайт министерства целый пакет проектов, предназначенных для инвесторов. Около 60 станций различных мощностей планировалось возвести как в Западной, так и в Восточной Грузии.  

Но осуществление этих планов натолкнулось на острое противодействие жителей регионов, где начиналось строительство той или иной станции. А поддержку протеста местного населения во всех случаях оказывали и продолжают оказывать как нынешняя оппозиция, так и гражданские активисты и экологи, которые предупреждают о негативных последствиях создания по всей стране такой расширенной сети новых гидроэлектростанций.

Первая волна протестов охватила регионы Грузии еще весной 2018 года. Против строительства малой ГЭС на реке Чала выступили жители райцентра Местия в регионе Сванети. Поддержавшие их экологи и гражданские активисты утверждали, что проект не был согласован с соответствующими структурами и приведет к затоплению прилегающих населенных пунктов. Затем в повестке дня оказался каскад гидроэлекростанций на реке Риони недалеко от селения Они в регионе Рача-Лечхуми. Протестом встретили намерение властей построить ГЭС на реке Ненскра жители поселка Чубери в регионе Сванети. Более 3 месяцев протестуют против строительства ГЭС на реке Риони и жители села Намахвани в Цхалтубском муниципалитете. Постепенно акции из регионов переместились в Тбилиси, и по улицам столицы было устроено не одно шествие с плакатами и лозунгами против строительства гидроэлектростанций и в защиту местных экосистем.

Несмотря на протесты населения, правительство от своих планов не отказывалось, а строительные работы на местах продолжались, хотя и перемежались перманентными акциями и митингами. Очередной проект нашел своего инвестора в разгар пандемии коронавируса. В августе 2020 года был заключен контракт с американским инвестиционным фондом Cerberus Capital Management и аффилированной с ним компанией Cerberus Frontier на строительство новой гидроэлектростанции Бахви 1 в регионе Гурия, в окрестностях курортного поселка Бахмаро.

«Сегодня мы оформили договор с американским инвестиционным фондом, который предусматривает строительство в Гурии малой гидроэлектростанции. Это станция мощностью 12 Мегаватт, на строительстве которой будут трудоустроены до 300, а после окончания строительства – несколько десятков человек. Этот факт важен по нескольким причинам. Во-первых, это новая инвестиция в зеленую энергию, когда весь мир, и в том числе Грузия, борется с ковидом, и каждое новое рабочее место для нас очень важно. Во-вторых, это еще один успешный пример нашего сотрудничества с американской компанией», – заявила после подписания документа тогдашний министр экономики и устойчивого развития Грузии Натия Турнава. В строительство новой ГЭС американский инвестор вложит 16 млн долларов США.

Выступая с защиту этого и других проектов, министр экономики и устойчивого развития Грузии Натия Турнава неоднократно подчеркивала, что строительство новых энергообъектов прежде всего служит обеспечению энергонезависимости Грузии и превращению страны из импортера электроэнергии в ее экспортера.

Позицию правительства разделяют и грузинские ученые, специалисты в сфере энергетики. По мнению доктора технических наук Пааты Цинцадзе, строительство гидроэлектростанций в Грузии сегодня альтернативы не имеет. По его же словам, аргументы экологов, что в Европе гидроэлектростанции не строятся, являются ложными, так как в той же Швейцарии продолжают строить новые плотины. А по образному выражению директора Центра анализа и прогнозирования Тбилисского государственного университета Вахтанга Чарая, «лучше платить деньги за покупку квартиры, чем за арендную плату чужой квартиры».

«Грузия сегодня – энергодефицитная страна. Там, где имеются природные ограничения, конечно, Грузия должна закупать импортированные ресурсы. Но удивительно, почему мы стараемся не использовать те возможности, которые у нас и так можно сосчитать по пальцам, в том числе – гидропотенциал. Если в супербогатой Норвегии более 90% производимой электроэнергии приходится на гидроресурсы, почему Грузия должна зависеть от соседних стран, которые также добывают электроэнергию из гидроресурсов?!» – заявил Чарая в эфире одной из грузинских телекомпаний, обсуждая тему строительства в Грузии гидроэлектростанций и протеста населения.

Помимо Бахви 1, в окрестностях курорта Бахмаро планируется строительство еще ряда малых ГЭС – Бахви 2, Бахви 3, Бахви 4 и Бахви 5. Местное население опасается, что после завершения строительства их дома будут затоплены и им придется покинуть родные села. Об угрозе экосистеме уникального курорта Бахмаро говорят и грузинские экологи. А гражданские активисты связывают такое усиленное и ускоренное строительство в Грузии гидроэлектростанций с бизнесом грузинского олигарха Бидзины Иванишвили и строящимися им по всей стране фабриками биткоинов.

Очередную акцию протеста против строительства Бахви 1 жители поселка Бахмаро и их сторонники провели около недели назад, 14 февраля. К митингующим у здания парламента Грузии присоединились гражданские активисты и оппозиционные политики. По инициативе бывшего члена партии  «Европейская Грузия», ныне независимого политика Елены Хоштария начался сбор подписей под требованием прекращения строительства новой ГЭС с целью спасти уникальный грузинский курорт от уничтожения.

«На территории курорта Бахмаро на реке Бахвисцкали и ее притоке Баисуре запланировано строительство гидроэлектростанции. Строительная территория полностью обращена в границы рекреационной зоны Бахмаро с ее уникальным биоразнообразием. Строительство ГЭС создает опасность не только речному ущелью, но и курорту Бахмаро и устойчивому развитию региона. Процесс проходит без информирования и участия населения и общественности», – говорится в петиции.

Помимо Тбилиси, акции с требованием прекратить строительство гидроэлектростанции на территории курорта Бахмаро прошли в тот день в Телави и Батуми. Одним из участников этого протестного выступления был гражданский активист и эколог Лаша Чхартишвили, который пообещал, что вместе с народом они не позволят правительству осуществить этот «губительный и коррупционный проект».

Как заявил Лаша Чхартишвили Пресс-клубу «Джейран Медиа», в Грузии продолжается «тотальная, непросчитанная и непродуманная ГЭСомания», от которой давно уже отказались многие развитые европейские страны.

«Это тотальная, непросчитанная и непродуманная ГЭСомания, потому что гидроэлектростанции давно уже считаются устаревшей технологией, от которой сегодня отказываются многие европейские страны и которые строятся лишь в отсталых странах и странах третьего мира. Я считаю, что им места в Грузии нет и у нас необходимо использовать другие, современные технологии. Что касается конкретно Бахви ГЭС, здесь власти дошли до того, что строят электростанцию на территории уникального курорта, целиком исходя из собственных коррупционных интересов. Эти новые гидроэлектростанции в основном служат планам олигарха Иванишвили и его окружения, их коррупционным интересам», – подчеркнул Чхартишвили.

Заявления и разъяснения властей относительно необходимости развития гидроэнергетики для обеспечения энергонезависимости страны он называет ничем иным как демагогией и еще раз подчеркивает, что подобные проекты служат обеспечению электроэнергией производства биткоинов, которым занимается Бидзина Иванишвили.

«Все это служит производству биткоинов, и он (Иванишвили) готов для собственных интересов потопить всю страну. Не имеет значения, какая станция строится, плотинная или деривационная, потому что в обоих случаях речь идет об изменении климата, меняется ландшафт, меняется экосистема, уничтожаются реки. Одни станции способствуют повышению уровня влажности, другие его понижению, и то и другое влияет на экологию», – пояснил Лаша Чхартишвили.

По его словам, общественность, которая ранее сумела затормозить аналогичные проекты в других регионах Грузии, на этот раз добьется и прекращения строительства каскада гидроэлектростанций в окрестностях курорта Бахмаро и тем самым спасет его от уничтожения.

Сумеют ли жители курорта отстоять свою позицию и изменить планы правительства, тем более, что контракты с иностранными инвесторами на строительство целого ряда гидроэлектростанций на территории страны уже заключены, покажет время. Сегодня «Грузинская мечта» целиком переключилась на урегулирование внутриполитических проблем с оппозицией и на попытки разрешения правительственного и внутриполитического кризиса, который еще больше углубился после решения Тбилисского городского суда о заключении под стражу оппозиционного политика, председателя «Единого национального движения» Ники Мелия и последовавшей за этим решением отставки премьер-министра Георгия Гахария. Ему на смену придет правительство Ираклия Гарибашвили, которого в оппозиции считают более «послушным» исполнителем воли и желаний учредителя правящей партии, а ныне ушедшего из активной политики олигарха Бидзины Иванишвили.

От Хачидзе Ирина

Корреспондент Пресс-клуба в Грузии