В международный женский день хочется предложить короткий исторический экскурс, так сказать, ретроспективу на женщин и символы, из которых складываются наши идеальные представления о прекрасном и «слабом» поле.

Когда не то, что заводится речь, а просто возникает мысль о женщинах в истории Грузии, сразу возникает образ царицы Тамар (Прим. автора — в грузинском «Тамар мепе» –  «თამარ მეფე»). Она была правнучкой Давида Агмашенебели (Строителя) и принадлежала к грузинской царской семье Багратиони. Ей было суждено наследовать престол после смерти отца, однако её отец, Георгий III, предвидя неповиновение знати, которая непреминула бы воспользоваться слабостью юной правительницы, короновал её на престол при своей жизни и сделал соправителем.

Так, в истории Грузии появился первый правитель – женщина. Эпоху правления царицы Тамар нарекли «Золотым веком», поскольку тогда, несмотря на войны и завоевания, удавалось развивать государство. При царице Тамар процветала городская жизнь, развивалась культура, строились монастырские комлексы. Одним из таких является высеченный в скале комлекс, ныне уже исторический памятник, Вардзиа.

Шота Руставели – самый известный поэт и символ грузинской культуры, жил и творил при царице Тамар. Ей же он и посвятил своё выдающееся и единственное известное нам произведение «Витязь в тигровой шкуре», которое также именуют вторым Евангелием грузин.

С именем царицы Тамар связан самый светлый период Грузии, поскольку после её смерти страна вновь окунулась в бесконечную борьбу за существование.

Интересным фактом является и то, что могила Тамар неизвестна. Согласно легенде, её захоронили тайно, чтобы никто не смог осквернить и разграбить захоронение.

Если в средние века символом женщины мог быть образ царицы Тамар, то позже в 20 веке появилась Мать Грузии (Прим. автора — Картлис деда «ქართვლის დედა») в качестве монолитного образа грузинской женщины. Можно сказать, что отчасти она ассоциируется с царицей Тамар, поскольку идея, заложенная в возвышающуюся над Тбилиси статую, коррелирует с исторической фигурой и в целом с ролью женщины в обществе. По задумке скульптора, в одной руке у Матери Грузии меч, а в другой – чаша: чашей с вином грузины приветствуют друзей, а с мечом встречают врагов.

Грузинская женщина в своём идеале – это хранительница очага, но в случае опасности – воин наравне с мужчиной.

От Скворцова Нино

Политический обозреватель