Южный Кавказ на протяжении 30 лет жил в состоянии конфликта. Подписание долгожданного трехстороннего соглашения между Россией, Арменией и Азербайджаном ознаменовало собой переход региона из эры нестабильности в эру политико-дипломатических ожиданий.  

16 марта по инициативе российского Политологического центра «Север-ЮГ» в онлайн-формате прошел Международный круглый стол на тему «Южный Кавказ – новые возможности и перспективы сотрудничества». В рамках данного мероприятия эксперты из стран Южного Кавказа и Российской Федерации обсудили актуальную повестку дня на Южном Кавказе, а также затронули важные вопросы будущего развития региона.

Как отметил руководитель ОО «Развитие и интеграция» Арам Сафарян, инициатива по прекращению войны руководителями России, Азербайджана и Армении направлена на укрепление региональных экономических связей, как средство ослабления напряженности и распространения мирных тенденций. «Инициатива России воспринимается как желание России внести стабильность в регион через укрепление транспортно-экономических связей. Это важный призыв, который или нужно принять, или от которого нужно отказаться. В случае отказа последствия могут быть куда более серьезными, это также понимают в армянском обществе, даже сторонники радикальных решений», — сказал Сафарян.

Действительно, говоря о роли России, следует отметить, что Россия всегда уделяла Нагорному Карабаху самое пристальное и предметное внимание, в течение десятилетий последовательно продвигая различные идеи, которые на данный момент вылились в прекращение боевых действий и подписание трехстороннего договора. Своими действиями и последовательной политикой в отношение региона Россия во многом доказала, что она является самым влиятельным и, пожалуй, наиболее заинтересованным игроком с точки зрения поддержания стабильности и создания почвы для выстраивания экономических и транспортных связей между странами региона.

Все эти 30 лет Армения была изолирована от всех экономических процессов в регионе, имея транзитный коридор только через Грузию, чем во многом и обеспечивалась экономика страны. 

Однако с учетом новой геополитической и геоэкономической ситуации в регионе, для Армении открывается множество возможностей и перспектив дальнейшего развития. Самое главное — это новые предпосылки для развития транспортных коммуникаций с Азербайджаном и Турцией.

Мир в регионе позволит связать Армению с Турцией, где еще с советских времен существует железная дорога, что позволит Армении выйти на новые рынки и отчасти перестать полагаться на внутриполитическую ситуацию в Грузии и на зависимость от транзита.  

Так, по словам научного сотрудника Центра региональных исследований Академии госуправления Республики Армения Джонни Меликяна, турецкая сторона может использовать свой прагматизм и свою доброжелательность, чтобы открыть границу без предисловий и начать реально работать с Арменией. 

«Это будет очередным шагом, который снимет настороженность в Ереване относительно глубокого вовлечения Турции в регионе. Если мы говорим про Южный коридор, то тут есть возможность реанимации железной дороги Карс-Гюмри, что даст возможность армяно-турецкой торговле. По части Нахичевани, Армения может получить выход в Иран, это тоже очень важно, это положительный момент», — отметил эксперт.

Что касается армянской и азербайджанской сторон, то они обе полностью исключают реваншистские настроения в обществе, а также любые попытки пересмотреть статус-кво региона в дальнейшем, что следует из заявлений высокопоставленных лиц обеих стран.

Руководство Азербайджана полностью заинтересовано в выстраивании плодотворных отношений с Арменией, а также готово оказать стране полное и всестороннее содействие в ее развитии, ведь развитие Армении означает и развитие Азербайджана, а значит и всего региона в целом.

Новая реальность, которая формируется сейчас в регионе, позволяет активизировать двусторонние и многосторонние контакты между странами. Эта реальность способна в корне изменить существующую картину региона, внеся стабильность и процветание на многие годы.

Важно и то, что Россия, Турция и Иран нашли точки соприкосновения и способны вести плодотворный диалог и сотрудничать в рамках региона.

Все это ведет нас к мысли, что значение Южного Кавказа возрастает, возрастает и заинтересованность различных стран. Роль региона как некоего связующего звена или моста между Европой и Азией, а также как основного коридора для энергетических и сухопутных и транспортных маршрутов также начинает преобладать и превращается в реальную картину.

Однако стоит затронуть и некоторые спорные вопросы, а также упомянуть об опасениях армянской стороны.

Что настораживает ее и армянское общество в целом?

Во-первых, проблемы наблюдаются в вопросах региональной безопасности. У части армянского и у некоторых радикально настроенных азербайджанцев есть желание продолжить конфликт, и ни о каком мирном завершении его стороны попросту не хотят слушать.

Во-вторых, наблюдается и приграничная проблема, в провинции Сюник. Населенные пункты которого оказались по разную сторону баррикад, что создает определенную напряженность.  

Еще одна важная проблема заключается в опасениях армянской стороны в том, что, по итогам трехстороннего соглашения, та структура транспортных коридоров, которая должна быть внедрена, не полностью будет соответствовать интересам армянской стороны.

Так, по словам эксперта Арама Сафаряна, вопросы о работе транспортных коммуникаций и возобновлении транспортного сообщения встречают недопонимание в обществе, потому что чувствуется выборочность этих маршрутов и этих направлений работ, в то время, как хотелось бы, чтобы Армения получила равный доступ ко всем транспортным коммуникациям так же, как и Азербайджан.

И, пожалуй, одна из самых важных проблем, которая существует на данный момент, это проблема с обменом военнопленными и удерживающимися лицами, а также проблема возвращения беженцев. В этих вопросах есть некоторые просветы и позитивные сдвиги, однако в большинстве случаев наблюдается застой и стагнация.

Говоря о будущем и в первую очередь о новой геоэкономической картине региона, доктор экономических наук, профессор и руководитель исследовательского центра «Альтернатива» Татул Манасерян предлагает следующее: «Надо думать о том, как реализовать эти общие экономические интересы. Можно создать, например, зону свободной торговли на примере какого-то города или поселка и всех убедить, что можно начать сотрудничать. Я бы предложил создать свободную экономическую зону вокруг Шуши. Можно подумать и о том, чтобы Нагорный Карабах объявить зоной, где могут свободно передвигаться все стороны, однако до этого надо подумать о гарантии безопасности и фактора доверия — без их учета мы будем заниматься самообманом и можем только мечтать о хорошем будущем. И это касается всех государств».

Помимо всех этих внешнеполитических опасений, существуют и проблемы в самой Армении, где наблюдается внутриполитический кризис и разлад, и говорить о налаживании транспортных коридоров, о выстраивании доверительных и взаимовыгодных экономических и политических отношений в долгосрочной перспективе не представляется возможным, ведь внутриполитическая ситуация полностью коррелирует с внешней политикой страны. 

От Абазов Дмитрий

Политический обозреватель