В Азербайджане граждане застыли в ожидании девальвации. Официальные лица опровергают и призывают граждан не беспокоиться. Но опыт первых двух падений национальной валюты показал, что все может быть. Сегодня некоторые банки уже перестали продавать доллары, установили лимиты в размере 100-200 долларов.

Толчком к подобным разговорам стало резкое падение цен на нефть. По итогам торгов 9 марта стоимость барреля марки Brent на электронной бирже ICE упала более чем на 24%, на следующий день его цена выросла на 10,1%, а в среду, 11 марта, продолжила свой рост. На максимуме, достигнутом рано утром по московскому времени, стоимость барреля Brent поднималась до $39,59, что на 6,37% превышает уровень закрытия предыдущих торгов.

В Кабинете министров Азербайджана под председательством премьер-министра Али Асадова состоялось совещание, на котором была обсуждена ситуация на глобальном нефтяном рынке, а также ее воздействие на экономику.

В совещании приняли участие Помощник Президента Азербайджана – заведующий отделом по экономическим вопросам и политике инновационного развития Администрации Президента Азербайджана Шахмар Мовсумов, министр экономики Микаил Джаббаров, министр финансов Самир Шарифов, председатель Центробанка Эльман Рустамов, исполнительный директор Госнефтефонда Исрафил Мамедов и помощник премьер-министра Фахри Исмаилов.

Правительство Азербайджана располагает планом мер по предупреждению, а также ликвидации последствий негативного влияния на экономику республики кризиса на мировом энергетическом рынке, говорилось на совещании.

В контексте растущего давления на глобальную экономику распространяющейся по миру коронавирусной инфекции при необходимости в Азербайджане будет реализован соответствующий пакет мер по стабилизации экономики.

Несмотря на негативную динамику в мировой экономике, экономика Азербайджана стабильно развивается, растут финансовые возможности республики. В 2020 году сохраняется позитивная динамика роста валового внутреннего продукта: в январе-феврале ненефтяной сектор вырос на 6,7%, а ВВП – на 2,8%.

Для противостояния негативным процессам на мировых рынках Азербайджан располагает высоким финансовым иммунитетом и “подушкой безопасности” в виде стратегических валютных резервов, которые к концу 2019 года вдвое превысили показатель ВВП, тогда как валютные резервы опережают внешний госдолг в шесть раз.

Сегодня страна располагает всеми возможностями для сохранения стабильности на валютном рынке и курса маната. Меры как монетарной политики, так и других направлений экономической стратегии обеспечат сохранение инфляции на целевом уровне (в пределах 4% – ред.).

Будут задействованы дополнительные рычаги по усилению финансовой устойчивости бюджета республики, строгий контроль за оптимизацией и эффективным использованием расходов сохранится.

По словам председателя ЦБА Эльмана Рустамова, Азербайджан имеет достаточный стратегический запас валюты. «Думаю, что проблема решится быстрее, чем мы ожидаем. Однако не надо забывать и о наших стратегических резервах. Мы призываем население помочь нам в скорейшем решении этой проблемы», – сказал он.

По его словам, сегодня нет проблемы нехватки валюты, есть проблема несвоевременного обслуживания. Потребности банков в полной мере удовлетворяются на аукционах. «Во всех банках есть достаточное количество валюты, столько сколько может купить население», – пояснил он. 

«Ситуация сегодня достаточно напряженная. Накануне цены на нефть упали чуть ли не до 20 долларов, правда сейчас они понемногу вновь поднимаются. Но несмотря на это, в Азербайджане ожидание девальвации очень большое», – заявил в интервью корреспонденту Пресс-клуба «Содружество» финансовый эксперт, директор юридической фирмы «Акрам Гасанов и партнеры», руководитель юридической фирмы «Антиколлектор», член Коллегии адвокатов Азербайджана Акрам Гасанов.

По его словам, все дело в том, что впервые Азербайджан пошел на девальвацию в феврале 2015 года, когда цены на нефть были выше 50 долларов. Хотя стоимость черного золота стала падать с 2014 года, когда цены были аж 110 долларов. При этом, тогда наши валютные резервы составляли чуть более 50 млрд  долларов. Сегодня ситуация с ценами на нефть хуже, поскольку объем наших валютных резервов практически не изменились за пять лет. 

«Вторая застала нас в декабре 2015 года, когда валютные резервы упали до 40 млрд долларов. Цена на нефть тогда была около 35 долларов. Анализ вышеуказанных показателей дает основание, что падение маната ожидаемо. Мы за пять лет не смогли выбраться с нефтяной иглы и все еще остаемся зависимы. Хотя не нефтяной сектор немного развился за эти годы, этого, увы, недостаточно», – пояснил он. 

Акрам Гасанов говорит, что если подобная ситуация продлится, а Саудовская Аравия и Россия не договорятся, девальвация маната неизбежна. «Уже сейчас банки де-факто ограничили продажу долларов, что в принципе является незаконным. Это и привело к ажиотажу среди населения. Азербайджан в Государственном бюджете заложил цену на нефть в размере 55 долларов. Показатель ниже 40 долларов в течении нескольких недель – крайне опасен для страны. Пока цены на нефть не станут, хотя бы выше 50 долларов,  все мы будем в ожидании», – заключил финансист.

Татьяна Иванова

От Иванова Татьяна

Корреспондент Пресс-клуба в Азербайджане