11 марта Азербайджан с официальным визитом посетил президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов. В Международном аэропорту им. Гейдара Алиева президента Туркменистана встречали первый заместитель премьер-министра Ягуб Эюбов, заместитель министра иностранных дел Халаф Халафов и другие официальные лица.

После встречи в формате один на один президенты Азербайджана и Туркменистана продолжили переговоры в расширенном составе с участием делегаций. В рамках встречи президентов двух стран состоялась церемония подписания азербайджано-туркменских документов.

Как заявил президент Туркменистана, Ашхабад и Баку выступают за многовариантную систему поставок энергоносителей на европейские рынки, заявил президент Гурбангулы Бердымухамедов в среду в Баку.

«В сфере международного энергетического сотрудничества Туркменистан и Азербайджан выступают за создание сбалансированной, многовариантной системы поставок энергоносителей на европейские рынки, основанной на диверсификации маршрутов, прозрачных схемах их функционирования, гарантиях надежности и безопасности, учете многосторонних интересов», — сказал Бердымухамедов в Баку в ходе переговоров с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым, сообщает сайт туркменского лидера.

По его словам, это выгодно обеим странам, полностью обосновано экономически и коммерчески, позволяет сбалансировать существующую систему поставок энергоносителей в европейском направлении, придать ей необходимую устойчивость, обезопасить от политических рисков.

Президент Туркменистана также отметил готовность к сотрудничеству с Азербайджаном в нефтегазовой и химической промышленности, в текстильной индустрии, в сфере высоких технологий.

Комментируя Пресс-клубу «Содружество» двусторонние отношения политолог Тофиг Аббасов сказал, что между странами также были и разногласия.

“От этого никуда не деться. Поэтому у дипломатов есть такое выражение: “Лучше быть страной-островом”. Это все, конечно, условно, тем не менее, даже островные страны имеют определенные проблемы. Что касается азербайджано-туркменских отношений, то тут, да, были разногласия, и они даже остаются в вопросе о том, как мы будем делить морское дно”, – сказал эксперт. 

По словам Аббасова, два года назад в Актау была подписана конвенция по статусу Каспийского моря, а сейчас нужно решать некоторые вопросы, потому что подписанные соглашения всего лишь отобразили добрую волю всех стран, которая смягчила обстановку и создала предпосылки на предстоящие периоды.

“У Туркменистана были также проблемы, когда он не мог найти нормальные форматы со своими ближайшими соседями в центрально-азиатском регионе. Времена поменялись, и изоляция, которую выбрала туркменская дипломатия, показала свою бесперспективность. Поэтому сейчас Туркменистан решил взять курс на открытие миру, и Азербайджан, в этом отношении, открытая страна”, – подчеркнул эксперт. 

Аббасов также добавил, что у Азербайджана никогда не было никаких притязаний к Туркменистану.

“Когда же были притязания у них к нам, то мы всегда были готовы вести открытый диалог. Сейчас же Ашхабад прекрасно понимает, что ключ успеха заключается в интеграции с ближайшими соседями.

Частота встреч на высшем уровне показывает то, что Ашхабад открывается Азербайджану. Потому что мы помогаем этой стране по многим направлениям, в том числе, нужно сказать, что Туркменистан стал испытывать продовольственные проблемы с товарами народного потребления, и Азербайджан протянул руку помощи братской стране”, – добавил Аббасов. 

Аналитик также добавил, что успешная политика Азербайджана в интеграционной плоскости является хорошим примером для Туркменистана.

По словам политолога, главная проблема Туркменистана – это то, что страна не может нормально вывести свои энергоресурсы на мировые рынки.

“Правда, китайский бизнес активен в этой стране, но этим дела нельзя ограничивать. Туркменистану важно проверить почву на тему транскаспийского газопровода, где всегда проявлял интерес ЕС. Поэтому ничего странного в том, что наши страны сближаются – нет”, – полагает он.

Говоря о реализации Траскаспийского газопровода, политолог Ильгар Велизаде сказал, что азербайджанская позиция заключается в том, что “это не наш вопрос”.

“Мы строим инфраструктуру из расчета своих возможностей, и она предназначена для реализации азербайджанского газа на внешние рынки.  Если кто-то хочет использовать эту возможность, он должен тоже вложиться – это дополнительные компрессорные станции, это увеличение пропускной мощности и так далее”, – добавил он.

Велизаде также отметил, что Туркменистан ведет переговоры с Еврокомиссией, – значит есть интерес сторон к этой теме.

“Когда они договорятся, а они договорятся, тогда все обратят внимание на практические вопросы. Мы говорим, что мы можем предоставить свою транзитную базу, а как это будет делаться на практике – это предмет переговоров, которые пока еще не ведутся. Единственное, что пока можно сказать, что Азербайджан не против того, чтобы была использована его инфраструктура. Но на каких условиях это будет, об этом еще стоит поговорить”, – резюмировал Велизаде. 

Ниджат Гаджиев

От Гаджиев Ниджат

Политический обозреватель