Платформа «шести» – это попытка создать площадку для сотрудничества на Южном Кавказе, подразумевающую более тесную и взаимовыгодную интеграцию 6 потенциальных стран-участниц. Сама идея создания такой платформы была озвучена президентом Турции Эрдоганом и президентом Азербайджана Алиевым в ходе совместной пресс-конференции в Баку. Основная цель этой платформы, по словам министра иностранных дел Турции Мевлюта Чавушоглу, – «сделать мир в регионе устойчивым».

Перспектива данного формат носит некий двойственный характер в Армении. В первую очередь по отношению к Турции, с которой у Армении, ввиду ряда исторических обстоятельств, сложились не самые хорошие и теплые отношения.

С одной стороны, общество, которое прекрасно помнит трагические события прошлого века, связанные с Оттоманской Империей; события, которые унесли жизни огромного количество армян и затронули каждую семью. Эти события оставили свой «кровавый» след в обществе и выражаются в полном нежелании иметь какой-либо контакт с Турцией. Помимо этого, в ответ на первую войну в Нагорном Карабахе, Турция разорвала дипломатические отношения с Арменией и закрыла границы. С другой стороны, Вторая Карабахская война и активная вовлеченность Турции при нейтралитете Грузии, еще раз убедила армянский народ в том, что они находятся в заточении между двумя воинственно настроенными странами региона и ждать помощи попросту неоткуда.

Однако политика требует жертв, в том числе подразумевается возможный диалог с Азербайджаном и Турцией, без которых дальнейшее процветание Армении будет поставлено под сомнение. Этой логикой, скорее всего, и руководствуется армянская власть, которая прекрасно понимает, что без активного участия в региональных инициативах и без сотрудничества добиться нужного для страны результата, в первую очередь в транспортно-экономической сфере и в сфере безопасности, будет довольно сложно. Данную логику можно проследить в высказываниях властной верхушки. Так, по словам Армена Григоряна – секретаря Совета безопасности Армении: «Мы должны внести некоторые корректировки в наших подходах». По его словам, однозначно утверждать, что никакой угрозы от Турции не исходит, было бы неверно, но общие процессы в регионе открывают и другие возможности. Прямого диалога с Турцией нет. Но публичные заявления есть, и есть возможность деблокады (транспортных коммуникаций – ИФ). Деблокада должна быть не только с Азербайджаном, но и в более широком региональном плане, и есть предпосылки для этого». – отметил он.

Другое заявление сделал и сам премьер-министр страны Никол Пашинян. По его словам: «В регионе у нас есть враги, но давайте зафиксируем, что чем больше мы считаем их врагами, тем больше они считают нас врагами». Он считает необходимым сформировать в регионе благоприятную атмосферу вокруг Армении, а «для этого мы должны изменить свою точку зрения относительно региона». В этих высказываниях явно прослеживается новый вектор развития Армянской государственности с упором на сотрудничество с региональными акторами в том числе и с Турцией и Азербайджаном.

Тут сразу же хочется провести некую аналогию с Грузией, в которой наблюдается аналогичная ситуация по отношению к России, где общество и власть преследуют совершенно разные цели. В Грузии большая часть общества стремится наладить отношения с Россией и поддерживать с ней активный диалог. Власть и оппозиция же наоборот пытаются всячески оградить страну от полноценного диалога с Россией. То есть, как мы видим, в одной стране усилия общества направлены на полный отказ от сотрудничества, а в другой – общество выступает основным поборником развития таких отношений. Но по итогу вектор страны и ее политика полностью диктуется властной верхушкой, которая может помочь стране или же наоборот навредить ей.  

В этом плане формат шести является хорошей возможностью для Армении выстроить взаимовыгодные отношения со странами региона и выйти из транспортного «тупика», руководствуясь холодной головой, а не горячим сердцем. Ведь в первую очередь надо руководствоваться экономической выгодой, которую может принести данный формат, а не историческими обстоятельствами и «обидой».  Понятно, что Турция, являясь одним главных инициаторов этой платформы, в первую очередь преследует личную выгоду, пытаясь увеличить свое присутствие в регионе и консолидировать влияние, однако на другой стороне весов будет Россия, которая будет представлять некий противовес Турции в ее амбициях.

Резюмируя все сказанное, отмечу, что властям еще придется взвесить все за и против и только после полноценного анализа всех ‘pros’ и ‘cons’ принять достойное своей страны и общества решение, которое может задать внешнеполитическому вектору Армении совсем другой, более нацеленный на интеграцию или же более сдержанный подход.

От Абазов Дмитрий

Политический обозреватель