31 марта поздно вечером Владимир Познер прибыл в Тбилиси, чтобы отметить свой день рождения 1 апреля. До этого, в течение всего дня, с подачи одного из оппозиционных лидеров (партия «Дроа» «Время пришло») Елены (Элене) Хоштария была распространена информация о приезде известного российского телеведущего Владимира Познера.

Несмотря на то, что Познер достаточно известная личность как на Западе, так и в России, в самой Грузии о нём по большей части узнали только когда началось тиражирование новости о его визите. В частности, это было интервью, в котором Познер выразил своё мнение об Абхазии и Южной Осетии.

Местные СМИ вырвали из контекста фразу Познера о том, что эти территории никогда не станут частями Грузии, и этого было достаточно, чтобы подогреть аудиторию.

Напомним, что это очень чувствительная тема для грузинского общества и подобное высказывание известной личности, тем более телеведущего на российских телеканалах, вызвало шквал негодования. Помимо этого, Владимир Познер определённо выбрал крайне неудачное время для празднования юбилея за рубежом, тем более в стране, где люди почти год просидели взаперти и придерживались строжайших запретов, многие из которых, в том числе комендантский час, до сих пор в силе. Данный фактор нашёл такое же одобрение в лице обычных граждан, которые попросту устали от несправедливости.

Всё это может показаться достаточным поводом, однако, оценивая внутриполитическую ситуацию и предшествовавшие события, можно прийти к более конкретным ответам. Высказывания Познера и нарушения комендантского часа, которые неприемлемы для граждан Грузии, были причинами для легитимации той акции протеста, которая проходила возле отеля, где остановились гости.

В понедельник, 29 марта, при посредничестве спецпредставителя Европейского Союза, Кристиана Даниэльсона, возобновились переговоры между правящей партией «Грузинская мечта» и оппозицией. Медиатор предложил сторонам документ, подписав который они смогли бы перейти к урегулированию пост-избирательного кризиса. Однако переговоры провалились, и стороны вернулись к тактике взаимного обвинения друг друга в отсутствии политической воли разрешить проблему. Оппозиция, судя по всему, не смогла добиться постановки вопроса о новых выборах и поэтому перешла к давлению на власти через акции протеста, объявив о митинге 15 мая.

Приезд Познера оказался сподручным поводом для нескольких активных политических групп, чтобы обвинить власти в пророссийских симпатиях и тем самым нанести удар по ее имиджу. Поскольку большее количество граждан да и партнёров Грузии не разделяют это мнение, оппозиция сумела разыграть карту социальной несправедливости и территориальной целостности страны.

События, развернувшиеся с 31 марта по 1 апреля, являются неприемлемыми с политической точки зрения. Это доказывают заявления официальных лиц. Главным образом позиция премьер-министра Грузии Ираклия Гарибашвили – явный посыл, что для официального Тбилиси подобные действия недопустимы. Позиция властей подтверждается и действиями полиции, которая обеспечивала безопасность Владимира Познера и гостей в отеле до самого аэропорта. Поэтому инцидент исчерпывается внутриполитическим вопросом, который всё ещё сохраняется в повестке дня как для правящей партии, так и для оппозиции.

От Скворцова Нино

Политический обозреватель