Грузия и космическая тема редко пересекались как в период пребывания страны в составе Советского союза, так и в годы после обретения независимости: грузинские инженеры-конструкторы не были задействованы в космической программе СССР, а о космонавтах ничего неизвестно.

Подвижки произошли в 80-е годы, когда специальному конструкторскому бюро в Грузии поручили разработку большого раздвижного космического рефлектора, который впоследствии стал визитной карточкой страны в космосе.

Генеральным конструктором рефлектора является академик национальной академии наук Грузии, генерал-майор Элгуджа Медзмариашвили. Первый грузинский рефлектор был запущен в космос 23 июля 1999 года при сотрудничестве компании «Грузинский политехнический интеллект» с российской ракетно-космической корпорацией «Энергия» под общим названием «Energia-GPI-Space». Данная разработка стала прорывом для грузинской космической инженерно-конструкторской сферы и дата запуска рефлектора (23 июля) стала праздником – днём первого грузинского космического объекта.

Ко всеобщему огорчению, разработки на этом закончились. Грузия активно продолжала участвовать в международной научной деятельности, однако в 2006 Космическое агентство Грузии было переведено под управление министерства по защите окружающей среды, а позднее и вовсе расформировано. Таким образом, развитие космической деятельности легло на плечи академического персонала в университетах и молодых изобретателей, которые активно участвуют в международных научных симпозиумах и программах.

Помимо рефлектора, к которому был проявлен большой интерес со стороны европейских компаний, и Грузия имела возможность участвовать в совместных проектах в рамках Международной космической ассоциации, в долгое космическое путешествие отправилось достояние грузинском культуры – многоголосие «Чакруло». Запись песни была отправлена за горизонты нашей солнечной системы на корабле «Вояджер» благодаря известному астроному и популяризатору науки Карлу Сагану в 1977 году. Видимо, как дань традиции, грузинские учёные пришли к выводу, что если и осваивать космос, то через распространение культуры, и поэтому в 2018 году прозвучало предложение начать генерировать культуру грузинского винограда в рамках международной программы освоения Марса.

Говоря о перспективах развития космических программ, можно отметить, что потенциал есть, если будет интерес со стороны правительства и частного сектора. Грузия по-прежнему сохраняет связи с Европейским космическим агенством и по линии посольства США имеется возможность участвовать в проектах NASA. Благоприятно сказаться на формировании и развитии космической отрасли Грузии могло и сотрудничество с Российской Федерацией – одной из ведущих стран в сфере освоения космоса и космических разработок, – однако, ввиду сложившихся политических реалий, которые выражаются в отсутствии дипломатических отношений, научная кооперация практически сведена к нулю.

На данном этапе «космическая судьба» Грузии остаётся в руках отдельных университетов и таких заинтересованных групп, как Общество международнго космического агентства в Грузии, которое занимается научной и популяризаторской деятельностью.

От Скворцова Нино

Политический обозреватель