В среду, 14 апреля в армянском парламенте был день Никола Пашиняна. Действующий премьер, который уже фактически начал предвыборную агитацию (несмотря на то, что официально предвыборная кампания не стартовала и многие сомневаются, что внеочередные выборы вообще состоятся), представляя в Национальном собрании годовой отчет правительства о выполнении программы за 2020 год.

Учитывая, что в этот день в парламенте был не только отчет по выполнению программы правительства, но и “правительственный час”, Пашинян фактически весь день был в центре внимания СМИ. Он делал громкие заявления, кидался обвинениями в адрес своих оппонентов, и пытался уйти от ответственности за поражение в войне. И примечательно, что говоря об экономических результатах, премьер акцентировал внимание на докризисном 2019 годе, а не на 2020-м, с катастрофическими показателями из-за пандемии и войны.

Тема войны в Нагорном Карабахе занимала значительное место. Если одна из оппозиционных фракций «Процветающая Армения» бойкотировала заседание парламента, то депутаты «Просвещённой Армении» и вышедшие из правящей фракции независимые депутаты задавали довольно острые вопросы, которые зачастую выводили из себя премьера, или за часы выступлений он начинал делать заявления, которые противоречили его же ранее сделанными в тот день. Как, например, это случилось с версией Пашиняна об операции по взятию высоты Леле-Тепе, при этом постоянно пытаясь сделать ответственным за поражение исключительно военных во главе с бывшим начальником Генштаба Оником Гаспаряном или даже бывшие власти, которые сейчас находятся в жесткой оппозиции к Пашиняну. Обвиняя некоторых высокопоставленных военных в том, что они во время войны и после нее действовали по указке бывших властей.

Подобное поведение премьера вызвало непонимание и возмущение даже со стороны его бывших партнеров по блоку «Елк». «Основываясь на Вашем выступлении, выходит, что виноваты все – предыдущие власти, виноваты сопредседатели, международное сообщество, общественность страны, а также генералы. Но Вы не сказали и слова о своей ответственности? Что означает ваша фраза о том, что Вы были лишь «модератором» на обсуждениях военных? Так Вы – Верховный главнокомандующий или все же модератор?!» – возмутился депутат «Просвещённой Армении» Геворг Горгисян.

Много говорил Пашинян и о переговорном процессе, утверждая, что его предшественники оставили его в тупиковой ситуации. Что касается будущего, то, по словам действующего премьера, Армения продолжит прилагать усилия для реализации в переговорном процессе принципа «отделение во имя спасения». А также добиться деоккупации территорий Арцаха (ред. Нагорного Карабаха), но путем политических переговоров, а не военным способом.

Пашинян обратил внимание и на открывшийся в Баку «парк военных трофеев», назвав его еще одним из проявлением политики ненависти к армянам в Азербайджане. «Произошедшее беспрецедентно и неприемлемо, и мы должны использовать все международные трибуны для того, чтобы обратить на это внимание международной общественности», – отметил он.

Примечательно, что о разблокировании коммуникаций в регионе было заявлено в совместных заявлениях лидеров Армении, Азербайджана и России от 9 ноября 2020 года и 11 января 2021 года. И хотя именно Баку требует коммуникаций через Сюникскую область с Нахичеванью, Пашинян начал уверять парламент, что Азербайджан торпедирует реализацию этого положения, намереваясь продолжить блокаду Армении. Заодно дав странные ответы на вопрос, являются ли Азербайджан и Турция врагами Армении. «Мы не можем в одностороннем порядке решить, что они нам не враги. Но, извините, и они не могут этого сделать. В целом, даже на взаимной основе мы не можем решить, что мы не враги, потому что исторически уже так сложилось. Другой вопрос, что мы намерены делать в будущем? Введем ли мы эту вражду в управляемые рамки или же позволим ей быть неуправляемой?!» – заявил он.      

По всей видимости, подобные заявления свидетельствуют о том, что принципиально не будучи против разблокирования коммуникаций (о чем можно судить по заявлениям после войны), Пашинян опасается, что до выборов это будет очень негативно воспринято армянским обществом. Тем более на фоне отказа Баку от выполнения условий заявления от 9 ноября и возвращения всех пленных. Именно с этой целью Пашинян и его команда пытаются внушить обществу, что якобы разблокировка коммуникаций, в том числе и через Сюник в Нахичевань, в первую очередь в интересах Армении и поэтому, якобы, Баку будет пытаться сорвать эту договоренность. Чтобы тем самым представить разблокирование коммуникаций, по всей видимости, после выборов как успех армянской стороны.

В ходе выступления существенное место премьер уделил и отношениям с Россией, в частности сотрудничеству в оборонной сфере. Пашинян подчеркнул, что основой безопасности Армении является военный союз с Россией, в частности армяно-российская объединенная группировка войск и единая система ПВО. И сообщил, что Москва и Ереван обсуждают возможности расширения возможностей 102-й российской военной базы: переброску в Сюникскую область некоторых подразделений базы.

Возвращаясь к теме внеочередных выборов, надо отметить, что Пашинян сообщил в парламенте, что намерен подать в отставку в последней декаде апреля, после чего, в соответствии с достигнутыми с оппозиционными фракциями и президентом договоренностями и с целью соблюдения всех процедур, на 7-ой день после отставки состоятся выборы премьера. «Фракция «Мой шаг» выдвинет мою кандидатуру на пост премьера, остальные фракции кандидатов в премьеры выдвигать не будут. Фракция “Мой шаг”  не выберет меня премьером. Во второй раз 1/3 фракции правящего блока вновь выдвинет мою кандидатуру, но премьер вновь не будет избран. В результате силой закона парламент будет распущен, после чего будут назначены выборы на 20 июня 2021 года», –  сказал он.

При этом Пашинян пригрозил оппозиционным фракциям не пытаться нарушить договоренности и выдвинуть своего кандидата на пост премьера после его отставки. «В этом случае фракция «Мой шаг» изберет меня премьером, и таким образом тема будет закрыта. Полагаю, никто не совершит попытки политического самоубийства», – заявил премьер.

Однако самый большой общественный резонанс вызвало другое событие во время выступления премьера в парламенте – после слов Пашиняна, что «у Армении и Арцаха будет светлое будущее», депутаты от правящего большинства начали стоя аплодировали премьеру. За что подверглись резкой критике в СМИ и соцсетях. Властям вменяли, что с учетом результатов войны и потерь довольно странно слышать аплодисменты виновнику этого и что все произошедшее очень сильно смахивало на поведение депутатов советских съездов.

При этом сам Пашинян довольно резко отреагировал на замечание по этому поводу бывшего соратника Гора Геворкяна (после войны вышел из фракции правящего «Моего шага»), что с учетом результатов войны и нынешней ситуации в Армении и Арцахе аплодисменты неуместны и премьер должен был остановить своих депутатов. Но Пашинян не только резко отреагировал, напомнив о выходе депутата из правящей фракции, но и отказался отвечать на его вопросы по другим темам.

Подобное эмоциональное поведение премьера и его однопартийцев, ответные заявления со стороны офисов трех экс-президентов и бывших высокопоставленных военных, предстоящая избирательная кампания в Армении будет очень жаркой, с постоянными оскорблениями и обвинениями друг друга во всех смертных грехах. И есть большие сомнения, что на этом фоне предстоящие выборы приведут к окончательной стабилизации внутриполитической ситуации в Армении.

От Халатян Айк

Политический обозреватель