15 Апреля в Грузию с официальным визитом прибыл президент Армении Армен Саркисян. С 2018 года это уже третий визит Саркисяна в Грузию и третья встреча с президентом Саломе Зурабишвили.

Для Армении Грузия не просто сосед, а стратегически важный партнер, который в добавок играет основополагающую роль в железнодорожно-транспортных перевозках и туризме, а соответственно и в экономике страны.

На встрече с президентом страны Саломе Зурабишвили обсуждалось много важных для обеих стран вопросов, в том числе связанных с региональным сотрудничеством, борьбой с пандемией, а также экономические отношения, возможность реализации совместных проектов в сфере бизнеса и т.д. А если учесть тот факт, что 12 апреля в комитете Парламента Грузии по вопросам обороны прошло слушание, касающееся Нагорного Карабаха, то вполне вероятно, что важнейшей темой, обсуждаемой двумя лидерами, было будущее устройство региона.

Саркисян и Зурабишвили еще раз подчеркнули важность двустороннего сотрудничества как одного из факторов поддержания стабильности и процветания в регионе.

Президент Армении еще раз приветствовал инициативу Тбилиси по созданию платформы для диалога между Арменией и Азербайджаном.

«Во время конфликта Грузия всегда была на стороне мира и порядка, и придерживается такой позиции и сегодня. В связи с этим, была предложена платформа для встреч и диалога между Баку и Ереваном. Это предложение остается в силе в любое время», — заявила президент Грузии.

Зурабишвили убеждена, что миру и сотрудничеству нет альтернативы для развития Южного Кавказа, поскольку любой конфликт охватывает регион полностью.

Предложение Тбилиси — это жест во имя сохранения добрососедских отношений с обеими сторонами и желание сохранить нейтральный статус в данном вопросе. Этой политики Грузия активно придерживается по отношению к Нагорному Карабаху, начиная еще с Первой карабахской войны.

Однако очень часто действия Грузии противоречат ее заявлением. Эту логику четко можно проследить исходя из протокола, подписанного в Анкаре в 2018 году Азербайджаном, Турцией и Грузией, где стороны еще раз подчеркнули, что не признают выборы от 20 февраля 2017 года, проведенные на территории Нагорного Карабаха, когда Бако Саакян был переизбран на новый срок.

Помимо этого, Грузия, позиционируя себя как некую площадку для диалога и выступая с попыткой выстроить «идеальную модель», очень далека от реальности в регионе. Мир и стабильность, о которых так ратует страна, в регионе невозможны, поскольку существует огромное количество разногласий, в том числе в самой Грузии. Разрешение этих вопросов в долгосрочной перспективе, даже с участием США и ЕС, к которым так часто апеллирует Грузия, и интеграции, к которой так стремится, попросту невозможно, а говорить с Россией, как с основным гарантом безопасности в регионе, Тбилиси не желает.

Другое важное заявление, которое также было сделано президентом Грузии Саломе Зурабишвили касалось активного участия ЕС в мирном урегулировании конфликта.

«Для реализации масштабных проектов в регионе требуется активное участие всех — в том числе и ЕС как одного из главных игроков, вместе с другими заинтересованными сторонами. Важно, чтобы ЕС активно включился в процесс мирного урегулирования конфликта в регионе», —  сказала Саломе Зурабишвили.

«Невозможно установить прочный мир в регионе без справедливого урегулирования Нагорно-Карабахского конфликта, в том числе путем возобновления мирного процесса в рамках Минской группы ОБСЕ», — заявил президент Армении.

Стоит отметить, что на протяжении 44 дневного конфликта в Нагорном Карабахе Европейский союз ограничился лишь дипломатическими призывами, предлагая Минскую Группу ОБСЕ в качестве площадки для диалога. Но, как мы видим, мирные договоренности по Карабаху, которые были достигнуты по большей части благодаря военным усилиям и экономической помощи России, действуют без вовлечения ЕС в этот процесс, которому на протяжении 30 лет не удалось решить конфликт.

Само собой разумеется, что у ЕС есть экономические интересы с Азербайджаном. Есть и влиятельная армянская диаспора в ряде европейских стран, в первую очередь во Франции, которая часто задает тон ее политике. Помимо этого, между ЕС и Арменией действует «Соглашение о всеобъемлющем и расширенном партнерстве», которое было подписано в 2017 году и вступило в силу в марте 2021 года. Однако, несмотря на все это, ЕС попытался максимально ограничить свои действия по отношению к этому конфликту. С чем же связана такая политика Запада: с нежеланием или с невозможностью действий?  

Во-первых, Россию можно рассматривать как главный фактор, который сдерживает ЕС от активных действий. По итогам Нагорно-Карабахского конфликта Россия приумножила свое влияние, значительно увеличив свое военное и экономическое присутствие в регионе. Помимо этого, Армения входит в состав ОДКБ. С 2015 года страна входит в ЕАЭС. Почти половина всех иностранных инвестиций, поступающих в Армению, приходит из России. На территории Армении расположено много стратегически важных объектов: российская военная база, энергетические компании и т.д. Именно тот факт, что Кавказ является одним из приоритетных регионов для России, — присутствие ЕС тут, а тем более активное вмешательство в дела Армении, Россия прямо расценила бы как угрозу, а также тот багаж разногласий, который существует между Россией и ЕС, по большей части из-за необоснованных и необъективных высказываний и действий против России, заставляет ЕС действовать только в рамках дипломатических усилий, призывая к миру и стабильности в регионе.

Не стоит недооценивать и экономическую помощь, которая была оказана пострадавшим в Нагорно-Карабахском конфликте, где со стороны России было выделено порядка 15 млн. долларов в качестве экономической помощи. Россия также осуществляет и активную гуманитарную помощь районам Карабаха.

Во-вторых, ЕС не хочет вступать в открытый спор с Турцией и тем более идти против нее, поддерживая Армению, рискуя тем, что карабахский опыт может перекинуться и на регион Среднеземноморья, где до сих пор не улажена проблема Греции и Турции о принадлежности Кипра, по большей части из-за неправильно выстроенной политики ЕС: Греция может остаться в полном одиночестве в своих спорах с Турцией, как это произошло с Арменией, когда Запад полностью отказался ее поддерживать.

Сказать, однако, надо следующее: данный визит, как и предыдущие визиты высокопоставленных лиц, еще раз подтвердил, что Армения и Грузия — это исторически, культурно и, главное, географически близкие друг другу страны, которые заинтересованы в плодотворных и многовекторных политико-экономических связях.