Одной из самых обсуждаемых тем недели в Армении, помимо ситуации с новым коронавирусом, стало решение компании “Газпром Армения” обратиться за резким повышением тарифа на газ. Решение, которое и так бы вызвало недовольство населения, ещё более негативно воспринято на фоне социально-экономических проблем из-за пандемии коронавируса и резкого падения мировых цен на нефть и газ. 

Обращение «Газпром Армения» в КРОУ

Первоначально информация о том, что ЗАО “Газпром Армения” и ООО “Трансгаз” намерены обратиться в Комиссию по регулированию общественных услуг (КРОУ) Армении с заявкой о пересмотре тарифов на природный газ, продаваемый потребителям в Армении, а также транспортировки природного газа (“Трансгаз”), появилась 1 апреля на сайте официальных заявлений azdarar.am. 

Согласно заявке, тариф на газ с 1 июля 2020 года для всех потребителей природного газа в Армении (за исключением тепловых электростанций, производящих электроэнергию для них – с 1 августа) предлагается установить следующие тарифы: Для абонентов, потребляющих до 10 тыс. кубометров в месяц, за каждую тысячу кубометров природного газа вместо действующего тарифа 139 тыс. драмов установить 135 тыс. 909,6 драмов; Для абонентов, имеющих право на семейное или социальное пособие, при потреблении ежегодно до 600 кубометров природного газа, вместо действующего тарифа 100 тыс. драмов установить 135 тыс. 909,6 драмов за каждую тысячу кубометров природного газа; Для тепличных хозяйств и перерабатывающих компаний за каждую тысячу кубометров природного газа, проданного в период с 1 ноября по 31 марта включительно, вместо действующего тарифа 212 долларов США (в драмах) установить тариф в размере 283,14 долларов США (в драмах); Для абонентов, потребляющих 10 тыс. и больше кубометров в месяц, за каждую тысячу кубометров природного газа вместо действующего тарифа 242,1 доллара США (в драмах) установить тариф в размере 283,14 доллара США (в драмах).

Также предлагается тариф на услугу оператора системы газоснабжения снизить с 25,07 драм/тыс. кубометров до 23,124 драм/тыс. кубометров, тариф на распределение природного газа снизить с 26947,089 драм/тыс. кубометров до 21724,785 драм/тыс. кубометров, а тариф на транспортировку природного газа повысить с 11347,532 драм/тыс. кубометров до 13282,688 драм/тыс. кубометров. В свою очередь КРОУ сообщил,что заявкой “Газпром Армения” предлагается вместо средневзвешенного тарифа на природный газ для потребителей $255,06 или 122428,3 драмов за 1 тыс. кубометров установить единый тариф для всех потребителей в $283,14 или 135909,6 драма за 1 тыс. кубометров. В результате чего рост предлагаемого тарифа по сравнению с текущим средневзвешенным тарифом составит 11%.  

КРОУ также отметил, что отбор и утверждение потребительских групп в области тарифной политики по природному газу будет осуществляться после принятия заявки на изучение в установленные сроки и после обсуждения их с заинтересованными сторонами, в том числе, с учетом проводимой правительством политикой содействия различным сферам экономики. 

Предыстория вопроса

С момента, как российский “Газпром” с января 2019 года поднял цену на закупаемый Арменией газ с 150 до 165 долларов за тысячу кубометров, было ясно, что “Газпром Армения” рано или поздно обратится за повышением тарифа. Армянским властям удалось с помощью переговоров добиться того, чтобы компания не обращалась в 2019-м за повышением тарифа. Однако с конца прошлого года начали активно муссироваться слухи о том, что в скором времени «Газпром Армения» обратиться в КРОУ. В случае, если бы повышение тарифа состоялось бы зимой, это могло бы сильно сказаться на социальном положении населения.

Однако армянские власти были уверены, что до весны 2020 точно не повысится. Об этом, в частности, заявил премьер-министр Армении Никол Пашинян в ноябре на встрече с российскими журналистами. И заметил, что по результатам обсуждения этого вопроса с президентом России Владимиром Путиным они договорились, что тариф должен быть таким, чтобы не ударить по экономике Армении.

А в январе этого года вице-премьер Мгер Григорян и глава КРОУ Гарегин Баграмян заявлял, что Ереван ведет переговоры с Газпромом по долгосрочной программе капитальных инвестиций в 500 млн. долларов в газотранспортную систему Армении до 2030 года. “В компании говорят о готовности крупных инвестиций с целью обеспечения бесперебойных надежных поставок газа, при этом планирование идет в разрезе десяти лет, что, несомненно, дает повод к некоторым разногласиям. Но мы не говорили, что согласны с повышением тарифа или компания подаст заявку на изменение цены”, – заявил Григорян 22 января в ходе правительственного часа в парламенте. При этом уверив депутатов, что цена на импортируемый в Армению российский газ на границе в течение 2020 года останется неизменной.

Письмо в Газпром и переговоры с Лукашенко

Самой заявке “Газпром Армения” в КРОУ предшествовало письмо вице-премьера Мгера Григоряна от имени правительства Армении председателю правления ПАО “Газпром” Алексею Миллеру с предложением начать новые переговоры по изменению цены на поставляемый в республику российский газ. При этом за день до письма Григорян в ходе пресс-конференции не исключил, что с учетом сегодняшних тенденций будет инициировано обсуждение перехода с фиксированной цены при закупке газа на формульное ценообразование.

“Уже очевидно, что последствия коронавируса окажут негативное влияние на социально-экономическое развитие наших стран, и это приведет в том числе к спаду объема потребления энергоресурсов. Мы, конечно, всячески будем стимулировать рост производства и потребления, но для результативности указанных мер необходимо обеспечить конкурентную среду. Мы все прекрасно понимаем, что цена на газ в Армении в этом смысле имеет огромное значение. Мы также понимаем, что масштабы и степень дружественности отношений наших стран позволяет нам и требует от нас своевременно поднимать и обсуждать вопросы, имеющие системную значимость для устойчивого развития, в том числе торгово-экономического сотрудничества, наших стран.

Учитывая прогнозы и текущую ситуацию с ценами на энергоресурсы на мировых рынках, в том числе по части нефти и газа, считаем целесообразным начать переговоры по изменению цены на газ, поставляемый в Республику Армения. В частности, мы также считаем своевременным обсуждение вопроса о снижении цены на газ за 1 тысячу кубических метров на границе Грузии с Арменией, а также установления правила оплаты за газ в национальных валютах”, – говорилось в письме.

В тот же день состоялись телефонные переговоры между премьер-министром Пашиняном и президентом Белоруссии Александром Лукашенко. Внимание журналистов привлёк тот факт, что в пресс-релизе армянской стороны говорилось лишь о том, что стороны обсудили ситуацию с распространения коронавируса Covid-19 и вопросы сотрудничества в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС) в сложившейся ситуации.  А вот в пресс-релизе

белорусской стороны, помимо этого, говорилось о том, что “Стороны обменялись мнениями относительно цен на углеводороды, которые и Беларусь, и Армения импортируют из России. Александр Лукашенко и Никол Пашинян констатировали завышенный уровень цен на природный газ, отметив, что он, очевидно, не соответствуют мировому уровню и складывающейся ситуации в целом”.

Реакция политиков

Шаг “Газпром Армения” вызвал резкое недовольство не только общественности, но и армянских политиков. Так, спикер парламента Арарат Мирзоян заявил, что компания подала заявку на повышение тарифа в неподходящее для этого время. “Думаю, что эпидемия коронавируса должна была заставить наших партнеров из “Газпрома” пересмотреть сроки выдвижения своего предложения. Не считаю, что это лучшее время для выдвижения подобного предложения. Я не очень подробно знаком с вопросом, но моя оценка такова. Уверен, что наши коллеги из кабмина ведут переговоры с “Газпромом” для того, чтобы найти оптимальное решение”, – сказал он.

В свою очередь глава оппозиционной парламентской фракции “Просвещенная Армения” Эдмон Марукян заметил, что соглашения о цене на газ достигаются не на уровне Мгер Григорян – Алексей Миллер, а определяется политическими договоренностями глав государств.

Он также критически отнеся к телефонному обсуждению цен на газ между Пашиняном и Лукашенком. “Лидер Армении должен говорить о цене на российский газ не с Лукашенко, а должен вести переговоры с Владимиром Путиным. Таков путь. Был избран неверный путь в дипломатическом смысле. Возможно, следствием этого также стало это заявление о цене на газ на следующий день”, – заявил Марукян.

При этом он заметил, что газ для потребителей должен дешеветь, а не дорожать, потому что во всем мире цены снижаются. “Но мы видим обратный процесс, начало обратного процесса, когда они обратились за тем, чтобы повысить цену. У нас есть соответствующий орган – Комиссия по регулированию общественных услуг…эта заявка не должна быть удовлетворена, наоборот, должен быть обсужден вопрос снижения цены”, – сказал он журналистам. И добавил, что если заявка будет удовлетворена, это окажет катастрофическое влияние на экономику Армении.

Экспертный взгляд

Эксперт в сфере энергетики Ваге Давтян также считает, что повышение тарифов на газ приведет к массовому росту цен, а также к проблемам в социально-экономической сфере, что неминуемо повлечет рост уровня бедности в республике.

“За день до того, как стало известно, что компания «Газпром Армения» подала заявку, вице-премьер Мгер Григорян направил письмо председателю правления «Газпром» Алексею Миллеру с предложением начать новые переговоры по изменению цены на поставляемый в Армению газ. Письмо было опубликовано на сайте правительства. Данное совпадение далеко не случайно и свидетельствует скорее о том, что переговорный процесс вокруг газовой тематики, который имел место между Арменией и Россией на протяжении последнего года, по всей вероятности зашел в тупик или не принес тех результатов, которые ожидало армянское правительство. Соответственно, понижения цены на газ на границе ожидать не стоит”, – заявил Давтян Пресс-клубу “Содружество”.

Эксперт отметил, что заявление “Газпром Армения” о повышении тарифов на газ было предсказуемым уже с конца 2018 года, когда цена на газ на границе повысилась со 150 до 165 долларов за 1 тысячу кубометров. “Тогда компания не раз выступала с заявлениями о том, что отныне не может эффективно функционировать в условиях повышения цены на границе и в условиях тех тарифов, которые действовали в республике. И на протяжении всего 2019 года компания неоднократно заявляла о необходимости пересмотра ценовой политики”,-  сказал Давтян.

Эксперт считает, что в нынешней ситуации Армения должна форсировать вопрос перехода оплаты за российский газ во взаимных расчетах с Россией на национальную валюту. “Данное решение, как мне кажется, сможет привести к смягчению достаточно высокой цены, которая действует на армянской границе. Это не новая идея, она была разработана еще в 2015 году, затем то и дело всплывала в рамках ЕАЭС, но пока не получила никакого прикладного применения”, – заметил он. 

Давтян также добавил, что Армении необходимо диверсифицировать свою энергетическую систему посредством понижения газового компонента в энергогенерации республики, так как сейчас порядка 40-42% генерации в Армении осуществляется на тепловых электростанциях.

Айк Халатян

От Халатян Айк

Политический обозреватель