Армения, как и многие другие страны мира, продолжает свою борьбу с распространением нового коронавируса COVID-19. По состоянию ‪на утро среды, согласно Армянскому единому информационному центру, в стране зарегистрировано 881 заболевших (из них 114 уже выздоровели). К сожалению, 9 заболевших скончались.

Однако помимо проблем в сфере здравоохранения, коронавирус создал и серьёзные проблемы в социально-экономической сфере. Принятые властями для защиты здоровья населения меры, в частности запрет на работу многих предприятий и ограничения на перемещения граждан, нанесли мощный удар по бизнесу и десяткам тысяч работающих граждан. И хотя власти Армении разработали крупномасштабный пакет мер поддержки бизнеса и населения, однако он не решает всех проблем. Тем более, что многие категории населения не подпадают под критерии этой социальной помощи. А среди них много людей, у которых было тяжёлое социальное положение и до пандемии коронавируса. На помощь этим людям пришли многочисленные благотворители и волонтёры, которые взяли на себя организацию помощи нуждающимся слоям. 

Одним из таких лиц стала журналистка ИАЦ VERELQ Лия Ходжоян, по своей инициативе начавшая сбор средств для помощи лицам, оказавшимся в тяжёлой социальной ситуации из-за пандемии коронавируса. В интервью Пресс-клубу «Содружество» она рассказала, что её побудило заняться благотворительностью, готовы ли люди в Армении помогать другим, и как она оценивает программу помощи государства. 

Что Вас побудило заняться помощью людям? 

В редакцию VERELQ стали поступать письма от людей, которые оказались в затруднительном положении из-за коронавирусного кризиса. Многие из них остались без работы, многих отправили в неоплачиваемый отпуск. И когда мы опубликовали перечень социальных программ, направленных на поддержку отдельных групп граждан, нам начали писать о своих проблемах люди, которые не соответствуют критериям и, следовательно, помощи не получат.  

Большинство из писем о том, что семьи даже не могут прокормить детей, многие из них буквально голодают. Сначала я обратилась в некоторые благотворительные организации, и одна из них в первый же день мне дала продукты для трех семей, которые я развезла. Но потом я поняла, что у этих организаций и без меня списка нуждающихся хватает, и кинула клич о помощи в Facebook. Благодаря моим друзьям  и неравнодушным людям вот уже больше десяти дней я развожу продукты нуждающимся.

Насколько люди в Армении готовы помогать другим?

На моем примере могу сказать, что готовы. Более того, армяне всегда умеют объединиться в трудные моменты и протянуть руку помощи тем, кто нуждается. Ведь те, кто мне помогает помогать другим, у них у самих есть проблемы, задержки с выдачей зарплаты, кредиты, обязательства, семьи. Но несмотря на это они откликаются на каждую мою историю, и это неоценимо! 

Как вы оцениваете помощь государства необеспеченным слоям населения?  

На самом деле я согрешу, если скажу, что государство не помогает. Это не так. Довольно большой пакет социальной и экономической помощи уже разработан и представлен, а ‪с 10 апреля адресаты смогут получить помощь.  

Проблема в том, что не всем она адресована, и в большинстве своем получается, что те, кто и раньше жил плохо, они соцподдержки не дождутся. Это люди, которые работают посуточно, нигде не зарегистрированы или рабочие мигранты, которые вернулись на родину. У этих людей нет сбережений, многие из них снимают жилье, у них есть задолженности перед банками, кроме того, что надо есть, – надо думать и о таких вещах. И письма, которые приходят в нашу редакцию, именно от таких людей, которым ждать помощи неоткуда.

Что необходимо сделать властям в этом вопросе?

Я думаю, что надо попытаться привлечь благотворителей, какие-то фонды, встряхнуть весь премиальный фонд чиновников, и суметь помочь также тем людям, которые не подпадают под критерии, которые определили в правительстве. Я знаю, что это очень трудно и ресурсы государства не безграничны, но и смотреть, как мать не может прокормить своего ребенка, который ‪три дня пьет только чай – это катастрофа.

Айк Халатян

От Халатян Айк

Политический обозреватель