В ходе прошедшей с 23 по 24 апреля в Казани конференции «Россия — Азербайджан: исторический опыт межнационального и межконфессионального согласия» было презентовано множество интересных и перспективных проектов.

С одним из таких проектов выступил академик Российской академии естественных наук, ректор Смольного института, гранд доктор философии, кандидат технических наук, профессор Иманов Гейдар Мамедрза-оглы. В беседе с Пресс-клубом «Джейран Медиа» он более детально изложил суть концепции Евразийства и поделился своим видением на многие современные процессы.

— Могли бы вы сказать пару слов о самой конференции и теме своего выступления?

Подобные конференции призваны укреплять, ещё больше развивать связи между Россией и Азербайджаном и подготавливать почву для Евразийского единства. Историческое развитие предопределило союз славян и тюрков, которые строили единое цивилизационное пространство, привнося что-то свое. Славяно-тюркский союз является принципиальной основой евразийской интеграции. По моему глубокому убеждению, будущее России, Турции, Азербайджана и других тюркоязычных стран СНГ в славяно-тюркском Евразийском союзе.

Тема моего выступления на конференции: «Славяно-тюркская синергия как базовое основание устойчивого развития Евразийской цивилизации». Эта тема прежде всего затрагивает проблемы сбережения традиционных духовных и нравственных ценностей.

На конференции мы выступили с инициативой создания в Санкт–Петербурге научно-образовательного и культурного Фонда «Славяно-Тюркская синергия» (далее Фонд СТС) с отчетливой миссией совместными усилиями Евразийских стран добиться научного, технологического и социально-культурного и экономического лидерства в 21 веке.

— Какова роль России в укреплении и развитии Евразийского пространства?

Военная мощь и экономический потенциал, а также сложившаяся к настоящему времени геополитическая ситуация в мире определяет собирательную и консолидирующую роль России на Евразийском пространстве. При этом Азербайджан, который в постсоветское время благодаря мудрой и сбалансированной политике сумел выстроить хорошие отношения практически со всеми государствами ближнего и дальнего зарубежья, может стать модератором процесса консолидации.

Национально-культурные автономии и общины азербайджанцев в разных странах мира, используя средства народной дипломатии, должны стать политическим, экономическим и информационным ресурсами в достижении целей консолидации.

Россия также может выступить как гарант коллективной безопасности и устойчивого развития, где межконфессиональный союз — оплот Евразийской цивилизации, а диаспоры и национальные общины стран Евразийского союза как приводные ремни Евразийской интеграции.

В качестве базового основания национальной политики государств Евразийской цивилизации может стать интернационализм – проверенный и признанный всем миром опыт Советского Союза.

— В славяно-тюркских отношениях основное место занимает развитие экономических и культурных связей. Как вы считаете, почему политический аспект не является определяющим?

Жизнестойкость многонациональной и многоконфессиональной России как целостного государственно-цивилизационного образования во многом обусловлена именно устойчивыми экономическими и культурными связями. Исторически культурное взаимодействие этих народов несло стратегическую стабильность на просторы Евразии. Перед лицом современных вызовов принципиально важно отстоять исторический выбор славянских и тюркских народов, всесторонне содействовать развитию экономических и культурных связей. Есть все основания полагать, что развитие такого сотрудничества приведет к созданию союзного государства в рамках Евразийского экономического сообщества с участием Турции и Ирана.

— Взаимообогащение традициями друг друга — неотъемлемая часть славяно-тюркского симбиоза. Какие сильные качества стоит перенимать друг у друга?

Исторически славянские и тюркские народы России осуществили выбор в пользу развития в возвышенном значении цивилизационной субъектности. Они стали творцами великой цивилизационной системы. Речь идет об устойчивом цивилизационном пространстве, возведенном на фундаменте прочных социокультурных связей, а не на оси конкуренции. Речь идет о пространстве, где нашли свое раскрытие творческие силы народов, на котором цивилизационная идея обрела зримое воплощение. Что касается сильных качеств, которые народам Евразии следует принимать у друг друга, то это духовность, нравственность, жизнестойкость и справедливость.

— Считаете ли вы возможным наличие полной гармонии в славяно-тюркской синергии? Чтобы ни «тюркская», ни «славянская» составляющие не выходили на передний план?

Самобытный цивилизационный опыт многовекового развития России включает бесценный опыт совместного проживания и жизнестроительства славянских и тюркских народов. Речь идет не просто о кооперации при сохранении самобытности, а о высокой цивилизационной связанности тюрков и славян, свободно самоопределившихся в качестве творцов целостной цивилизационной системы. Речь идет об устойчивом цивилизационном пространстве, возведенном на фундаменте прочных социокультурных связей. Поэтому здесь будет не совсем корректно говорить о сильных или слабых качествах взаимодействующих сторон. Истина в том, что вместе мы сильны, а врозь — слабы.

— Евразийский экономический союз является ярким примером славяно-тюркского взаимодействия. Какова перспектива роста этого объединения?

Если предложение о создании «Платформы шести» (с участием России, Турции, Ирана, Азербайджана, Армении и Грузии) будет реализовано, и состоится вхождение Ирана и Турции в ЕАЭС — мир в нашем регионе коренным образом изменится к лучшему. У наших ученых есть мнение не только о путях реализации этого предложения, но и о развитии этой идеи до «Платформы 20-ти». Но это вопрос следующего интервью.

От Намазалиева Ляман

Магистр политических наук