В последние дни заметна напряжённость в отношениях между Армянской апостольской церковью (ААЦ) и властями Армении. Поводом к этому стал призыв Католикоса всех армян Гарегина Второго изменить меру пресечения экс-президента Роберта Кочаряна, проходящего по уголовному делу о свержении конституционного строя во время мартовских событий 2008 года.

Заявление Католикоса о Кочаряне

Свой призыв изменить меру пресечения экс-президенту Роберту Кочаряну Католикос сделал во вторник, 14 апреля, ответив на запрос агентства NEWS.am “Жизнь человека – высшая ценность, и заботливое отношение к ней является ответственностью каждого из нас. В этих условиях пандемии мы видим, как в разных странах мира уделяется внимание и людям, находящихся в местах лишения свободы, предпринимаются приветствуемые шаги в виде освобождения и (или) изменения меры пресечения в отношении людей, не представляющих опасности для общества, с тем, чтоб уберечь их от опасного вируса.

В таких вопросах позиция Церкви держится на божественном послании любви, заботы и милосердия. И в этом плане наш призыв состоит в том, чтобы и наши власти инициировали необходимые шаги в данном направлении. Что касается Роберта Кочаряна, учитывая профессиональные мнения врачей относительно здоровья второго президента Армении, мы считаем важным, наряду с осуществлением правосудия, и реализацию всех профилактических мер и мероприятий, в том числе по изменению меры пресечения в отношении последнего, чтобы застраховать состояние его здоровья в этот период вируса от дальнейших осложнений”,- сказал Гарегин Второй.

При этом следует отметить, что в своей автобиографии “Жизнь и свобода”, которая была опубликована, когда экс-президент уже был арестован, Кочарян признается, что хоть крестился в 1996 году, однако так и не стал верующим. “ Сам я так и не стал верующим — видимо, веру в Бога надо закладывать в человека с детства, а этого со мной не произошло. К тому же я никогда не был достаточно суеверным для того, чтобы знакомство с Библией могло трансформировать суеверие в веру. Однако уважение к религии и к Армянской апостольской церкви я испытывал всегда”, – пишет в своей книге Кочарян.

Реакция властей

На это последовала резкая реакция сторонников действующих властей и даже высокопоставленных официальных лиц. Так вице-спикер парламента от правящего блока “Мой шаг” Ален Симонян назвал заявление Католикоса вмешательством в политику и давлением на суд. “Тысячи граждан РА долгое время считают очень важным смену Католикоса всех армян. Считаю, что гражданин Ктрич Нерсисян (мирское имя Католикоса Гарегина Второго), который десятки лет молчал, сейчас, в новых реалиях, может поручиться в суде за изменение меры пресечения гражданина Р. Кочаряна, и для этого найдётся достаточно денежных средств”, – написал Симонян на своей странице в Facebook.

В свою очередь пресс-секретарь премьер-министра Армении Никола Пашиняна Мане Геворкян, комментируя Радио Азатутюн слова Католикоса, напомнила, что руководитель пресс-службы Первопрестольного Святого Эчмиадзина иерей Ваграм Меликян был личным поручителем предпринимателя Самвела Майрапетяна (его обвиняют в пособничестве даче взятки – якобы предпринимательница Сильва Амбарцумян передала ему 7 млн долларов для передачи экс-президентам Роберту Кочаряну, Сержу Саргсяну и бывшему главе президентской администрации Армену Геворкяну) , который скрылся после изменения ему меры пресечения и разрешения выехать за границу для лечения.

“Прежде всего, напомним, что руководитель информационной системы Первопрестольного Святого Эчмиадзина иерей Ваграм Меликян до сих пор был личным поручителем Самвела Майрапетяна, проходящего наряду с Робертом Кочаряном по делу «1 марта» и обвиняемого в различных преступлениях, в том числе в даче взятки в особо крупном размере и пособничестве отмыванию денег. Майрапетян с января 2019 года под предлогом лечения покинул страну И, несмотря на требование следственного органа и гарантии Ваграма Меликяна, не вернулся в Армению. Правительство Армении никак не комментирует пожелания и надежды Его Святейшества, в то же время, мы ожидаем, что Св. Эчмиадзин переосмыслит историю с поручительством за Майрапетяна и сложившуюся в результате этого ситуацию”, – заявила Геворкян.

На следующий день Первопрестольный Святой Эчмиадзин выступил с заявлением, в котором призвали не терять достоинства и сохранять цивилизованный подход в выражении мнения относительно заявлений Католикоса, особенно лицам, занимающих государственные должности. “Заявление Гарегина II полностью соответствует миссии гуманизма церкви и её ценностям. Следовательно, призываем не политизировать позицию Католикоса и не вступать в бессмысленную полемику. К сожалению, высказанные Католикосом всех армян мысли даются частями, а слова про второго президента РА вырванными из контекста и искажённо”, – говорилось в заявлении.

Уголовное дело против архиепископа

Однако конфликт между ААЦ и властями не ограничился лишь этим. Служба национальной безопасности (СНБ) Армении сообщила 15 апреля, что в рамках уголовного дела о событиях 2010 года предъявила обвинение викарию одной из епархий Армянской Апостольской церкви. Как сообщает пресс-служба СНБ, события касаются 2010 г. Уголовное дело возбуждено по факту легализации доходов, полученных преступным путём. Согласно обвинению, высокопоставленный священник летом 2010 года, будучи в предварительном сговоре со своим крестником, под предлогом инвестиций на сумму в 12 миллионов долларов в одно из африканских алмазных месторождений с последующей переработкой продукции в Армении и дальнейшей продажей, убедил одного из армянских предпринимателей вложить туда эти деньги. В результате недвижимое имущество, принадлежащее бизнесмену и его родственникам, общей стоимостью в ‪11.442.068.000 драмов (более 23 млн. долларов) заложили в одном из коммерческих банков Армении и оттуда взяли кредит в 9 миллионов долларов и 361.500.000 драмов (около 744 тыс. долларов). Эти деньги с помощью разных мошеннических схем были переведены на счета оффшорной компании, созданной заранее, весной 2010 года, 33% акций которых принадлежат этому священнику. “После того, как преступная схема была раскрыта, указанный священник, обещая помочь в 2013 году уговорил своего сообщника, находящегося в розыске, взять на себя всю ответственность и попытался убрать все улики, указывающие на его причастность к преступлению. В качестве меры пресечения в отношении обвиняемого избрана подписка о невыезде. Следствие продолжается”, -говорится в сообщении СНБ.

Хотя СНБ прямо не назвало священнослужителя, однако армянские СМИ сразу обозначили, что это викарий Араратской Патриаршей Епархии архиепископ Навасард Кчоян. Именно его имя фигурировало в т.н. “оффшорном деле” 2013 года, о котором сообщил сайт журналистских расследований Hetq.am. При этом пострадавший и обанкротившийся бизнесмен Пайлак Айрапетян обвинял как тогда, так и сейчас, наряду с архиепископом и занимавшимся алмазным бизнесом предпринимателем Ашотом Сукиасяном и бывшего премьер-министра и председателя Евразийской экономической коллегии (ЕЭК) Тиграна Саркисяна. Однако его в качестве обвиняемого СНБ не упоминает.

Адвокат Навасарда Кчояна Овик Арсенян сообщил журналистам, что архиепископ своей вины не признает и дал показания в СНБ.

Следует отметить, что единственным осужденным по “оффшорному делу” является предприниматель Ашот Сукиасян. В июне 2013 года он признался, что оффшорную компанию WLISPERA HOLDINGS LIMITED основал он, записав акции на имя премьер-министра и архиепископа без их ведома и согласия. В 2014 году он был арестован, а в октябре 2017 года приговорен к 16 годам лишения свободы. 31 января 2020 года господин Сукиасян был оправдан Апелляционным судом Армении и отпущен на свободу.

Реакция оппозиции

Жёсткая реакция высокопоставленных представителей властей на слова Католикоса вызвала негативную реакцию армянской оппозиции.

Так секретарь оппозиционной фракции “Просвещенная Армения” Геворг Горгисян заявил, что высказывания относительно слов Гарегина Второго вышли за пределы критики и дошли до риторики ненависти. “Католикос может сделать любое заявление касательно любого верующего. Почему он не делал это в своё время и почему делает сейчас? Эти вопросы можно адресовать Католикосу. Но это должно быть сделано с величайшим уважением”, – заявил депутат Радио Азатутюн.

Ещё с более жёсткой критикой выступила одна из старейших и самая влиятельная в диаспоре армянская партия – АРФ “Дашнакцутюн”. В своем заявлении партия подчеркнула недопустимость очередной кампании против ААЦ и потребовала у властей выразить четкую позицию в этом вопросе. “Католикос Всех Армян выступил с призывом изменить меру пресечения в отношении второго президента Армении Роберта Кочаряна. В условиях эпидемии это сугубо гуманитарный, человечный, моральный и вполне оправданный призыв. К сожалению, этот гуманный призыв не только не удостоился официального ответа, но и развязал уродливую и безнравственную кампанию против армянского патриарха и Святой Армянской Апостольской Церкви… Любое посягательство на Армянскую Апостольскую Церковь и национальные ценности с нашей стороны удостоится адекватного ответа”, -говорилось в заявлении Верховного органа АРФ “Дашнакцутюн”.

Айк Халатян

От Халатян Айк

Политический обозреватель