Жить проблемами других – решать их насущные проблемы: от обеспечения продуктами до трудоустройства, стучаться во все двери, чтобы выбить нужную помощь для своих подопечных, быть готовой прийти на помощь в любой час, в любую минуту, быть родной абсолютно чужим людям! Такие герои хоть и большая редкость в современном мире, но они все же есть, они среди нас. Один из таких исключительно порядочных и отзывчивых людей – Нана Мартиросян. Бизнесвумен и меценат, кажется, вобрала в себя сразу все лучшее и человечное. А скромность ее явно не соответствует масштабам свершенных добрых дел. Стоит подчеркнуть, что во время недавней карабахской войны Нана Мартиросян смогла организовать большое благотворительное движение в помощь беженцам и армии Арцаха (Нагорного Карабаха – ред.).

Нана, что двигает Вами, когда Вы берете на себя выполнение большой, гуманной и важной миссии оказания помощи?

Я не могу сказать, что я готовилась к этому. Все получилось совершенно случайно. Я оказалась в этот момент в Армении и просто по воле души начала так работать. Я очень рада, что я оказалась в нужное время в нужном месте. Потому что если бы я была в Москве, на самом деле, не находила бы себе места, очень переживала бы. Получилось все так, как должно было быть. Я называю это даже терапией какой-то. У нас не было времени думать о чем-то другом. Мы сделали то, что было нужно в этот момент, нужно солдатам на передовой, людям, которые приезжали. Мы их устраивали на работу, находили жилье. Одновременно я понимала, что очень трудно пережить это время детям, ведь они постоянно думали о своих родных на передовой. Их нужно было как-то отвлечь. Соответственно, я придумывала какие-то мероприятия – в театры водила, в кинотеатры, устраивала им обеды, но не для того, чтобы их накормить, а именно для того, чтобы отвлечь их.

Вы работали в авральном режиме, и понятно почему. И все же есть ли цифра, описывающая объемы оказанной Вами и Вашими единомышленниками помощи?

Никто не считал, сколько помощи мы оказали. Во-первых, мы не рассчитывали, что так долго продлится война. Я думала, ну, может неделя, другая… У меня даже обратный билет был. Через 10 дней я должна была вернуться в Москву. Я вернула билет и осталась в Ереване. А о подсчете помощи никто даже не думал. Мы получали финансовые взносы, продукты, одежду, но никто никаких подсчетов не вел. Нам помогали все фонды, абсолютно все. У меня просто очень много друзей в российских фондах, которым в свое время я помогала, а тут они увидели, что идет помощь в большом объеме, и они все стали помогать именно нам. И фонд Шарля Азнавура, и фонд «ВИВА» (Врачи и волонтеры Армении), и фонд «Содружество», и фонд «Спеши к добру», и фонд Наринэ Абгарян «Созидание».

Колоссальная была помощь, за что мы очень благодарны. Я также очень благодарна мои друзьям из Франции, Германии, Америки, Великобритании. Они отправляли деньги, на которые мы могли покупать продукты и необходимые в бытовом плане вещи.

Кто стал Вашим ближайшим соратником в этой работе?

Конечно же, Лилит Меликян – директор культурного центра «Терьян». Без нее я бы не справилась с важной миссией оказания помощи. Роль этого человека колоссальна и бесценна. Одна я не смогла бы все это сделать. Помимо того, что мы с ней на одной волне, а поэтому быстро и легко стали соратниками, очень помогли в нашем общем деле связи Лилит, а ее офис в дни войны служил нам складом. Мы все время думали, что же новое придумать. Потому что только на финансовой помощи мы долго бы не продержались. Например, средствами от продажи джингялов хац мы погасили коммунальные долги в нескольких гостиницах, которые размещали беженцев. Работа была разноплановой.

Как находите единомышленников? Кто те, кто дает средства для благотворительности?

Я никого не находила, они сами приходили к нам. Первое время я была против каких-либо публикаций в соцсетях, но у меня очень много друзей и в Москве, и в Ереване, и в какой-то момент я поняла, что, наверное, надо писать, потому что как только был какой-то пост, даже незначительный, отзывалось большое количество людей, и это было очень ценно и трогательно. В этот период у меня появилось множество виртуальных друзей, с которыми я познакомилась в соцсетях. Они сами отзывалась, сами находили то, что было нужно кому-то на тот момент. Например, детскую кроватку, раскладушку или еще что-то. Часто помощь приходила от людей, с которыми я даже была незнакома. Сейчас вспомнила то время, эмоции зашкаливали. Люди приносили все, что мы искали, самые разные вещи – одеяла, подушки, теплую одежду, обувь. Это было очень ценно, потому что многие приезжали из Арцаха (Нагорного Карабаха – ред.) буквально в том, в чем были на момент выезда из дома. У нас были семьи, которые приехали просто в пижамах. Моя подруга из Москвы отправила 150 кг мяса, другие люди привезли нам 2 тонны риса. Все сейчас сразу и не вспомню, но это было так скоординированно, сплоченно – просто невероятно.

Наверное, все-таки это особенность армянской нации, пережившей немало лишений за свою историю…

Может быть и так. Кроме того, я очень признательна не только нашим армянам. Нам также помогали и представители других наций. Например, русские, особенно те, кто живут в Армении, были рядом. Я со многими тогда познакомилась. Они приходили волонтерить, помогали нам сортировать поступающую гумпощь. Я до сих пор благодарна и благодарю при каждой встрече этих людей. Это было очень трогательно и очень ценно. Были люди, отдававшие последнее, что имели на тот момент, потому что они непременно хотели помочь, внести свою частичку в общую корзину.

Сейчас Вы продолжаете помогать…

Да. По-другому мы уже не можем. Если есть запрос на что-то, мы находим необходимые ресурсы. Например, недавно пришла большая партия одежды из Франции, продуктов питания – все это распределяем и отдаем.

У Вас нестандартный подход к работе. Речь об интеллектуальных играх, которые Вы организовываете. Кто участвует в этих проектах? Насколько существенна финансовая отдача от этих игр?

На данный момент я провела 4 благотворительных игры: 2 в Ереване, 2 в Москве, выручка от которых полностью ушла на помощь людям.

У Вас неиссякаемая энергия. Откуда Вы ее берете? Что помогает идти вперед и осуществлять сложные проекты?

Насчет сил. Та ситуация раскрыла во мне дополнительные силы, я поняла, что когда рядом есть понимающие, сострадающие и искренние люди, все удастся сделать.

Какой Вы видите будущую Армению и ее граждан?

Я очень надеюсь на светлое будущее Армении. Это большое желание армян всего мира. Мы не имеем права потерять родину, поэтому нам нельзя расслабляться. Мы не должны плакать и все время вспоминать о том, что было, а созидать, идти вперед, развиваться.

От Дели Лаура

Журналист, корреспондент Пресс-клуба в Армении