Грузинская политика пополнилась ещё одним новым старым лицом. 6-го мая грузинский бизнесмен Леван Васадзе на своем брифинге в отеле «Мариотт» заявил, что идёт в политику. Бизнесмен отметил, что страна находится в состоянии перманентного политического, экономического, а также культурного и идеологического кризиса. Васадзе объявил о создании общественного движения под названием «Единство, Сущность, Надежда», которое, по его словам, скорее всего превратится в политическое движение.
Леван Васадзе появлялся в публичной сфере и околополитических кругах начиная ещё с 2013 года, когда его рассматривали как потенциального преемника Бидзины Иванишвили.
Васадзе известен своими правоконсервативными взглядами и поддерживает активные контакты с грузинским консервативным и националистическим общественным движением «Грузинский Марш», а также с самой крупной консервативной политической партией Грузии «Альянсом Патриотов».
Скорее всего, он идёт в политику с той же целью, с которой бывший премьер-министр Грузии Георгий Гахария собирается создать своё движение, а именно – основать третий центр силы в грузинской политике, отличный от традиционного дуализма «Грузинской Мечты» и «Единого национального движения». Васадзе прекрасно понимает, что «Мечта» постепенно теряет свой электорат. Недавним серьёзным ударом по правящей партии оказался скандал с Намахвани ГЭС, когда обнаружилось, что правительство фактически тайно продало кусок Рионского ущелья турецкой компании под строительство гидроэлектростанции. Это вызвало как массовые протесты со стороны местного населения, так и недовольство всего остального населения страны.
Возможно, именно этот фактор, как трамплин, хочет использовать Васадзе для популяризации своего нового движения. Ведь ни для кого не секрет, что люди на западе Грузии протестуют не только из-за того, что их земли распродают без спроса, но и из-за того, что потенциальная ГЭС принадлежит именно турецкой компании. Исторически сложилось так, что Грузия очень часто оказывалась под турецким владычеством, что, несомненно, отразилось в исторической памяти народа. И несмотря на то, что отношения Грузии и Турции сейчас намного лучше, чем когда-либо, тайные договоры с представителями некогда враждебного государства вызывают естественное отторжение весомой части населения Грузии. Грузинские консерваторы всегда использовали в своих целях проблемные экономические и миграционные вопросы, связанные с Турцией и Ираном, и, скорее всего, сейчас они тоже не преминут этим воспользоваться.
Кроме того, Леван Васадзе известен и своей критикой Запада, который он обвиняет в насаждении чуждых Грузии ценностей и идей, вроде прав ЛГБТ. В 2019 году Васадзе стоял во главе движения, которое разогнало «Тбилисский Прайд». По этим причинам бизнесмен нелюбим многими ведущими либеральными и прозападными СМИ, которые обвиняют его в симпатиях к России и связях с ней. Их аргументом является то, что у Васадзе есть бизнес на территории РФ, а также его контакты с российским философом-консерватором Александром Дугиным, который также известен ярой критикой западных ценностей и чья риторика, по мнению грузинских СМИ, похожа на кремлевскую. То есть таким окольным путём ведущие грузинские каналы хотят намекнуть на косвенную или прямую связь Васадзе с Кремлем. Нечто похожее они использовали и в отношении Бидзины Иванишвили, также пытаясь связать его с Москвой.
Сам же бизнесмен в ответ на такую критику заявляет, что большинство его активов в России проданы, а владеет он только небольшой сетью зоомагазинов и квартирой, которые впоследствии собирается продать. Свою связь с Дугиным бизнесмен не отрицает и утверждает, что благодаря ему Дугин после 2015 года перестал делать неоднозначные заявления, касающиеся оккупации Грузии. Также Васадзе собирается наладить прямой диалог с Россией и договориться с ней по поводу утраченных территорий, однако не знает, как будет реагировать на это сама Россия.
Если говорить короче, то у Левана Васадзе и Кремля несомненно есть точки пересечения, особенно в плане отношения к Западу, и благодаря этому, в случае его победы на следующих парламентских выборах, он сможет стать договороспособной фигурой для России, однако и противоречий остается много, и как разрешать их – сказать пока сложно.
Как бы там ни было, у Левана Васадзе однозначно есть амбиции стать политическим лидером страны, однако ему наверняка будут мешать титаны грузинской политики в лице «ЕНД» и «Грузинской Мечты». Также серьёзным противником может оказаться Георгий Гахария, который, однако, ещё ничего не сообщал о своих долгосрочных политических планах. Одно можно сказать точно – следующие парламентские выборы в Грузии станут серьёзным противостоянием между новичками и двумя уже традиционными противниками.