Этот день вошел в историю человечества. Нельзя сказать, что он запомнится положительно, особенно для нефтедобывающих стран. Ведь нефть во всем мире начали продавать в убыток, по минусовой цене. Такое происходит впервые с 1983 года, когда нефтяные фьючерсы начали торговаться на бирже.

Сегодня цена американской нефти марки WTI обрушилась на десятки процентов. Сначала до самой низкой цены за всю историю — на фоне опасений инвесторов по поводу переполненных нефтехранилищ в условиях рекордно низкого мирового спроса. Котировки на WTI опустились уже ниже нуля — до минус 40 долларов за баррель.

В начале торгов на американских биржах в понедельник майские фьючерсы на нефть марки WTI подешевели на 9,43 доллара, или на 51,6%, до 8,84 доллара за баррель. Июньские фьючерсы на WTI упали не так сильно — на 10% до 22,4 доллара за баррель. Июньские фьючерсы на европейскую нефть Brent по состоянию на 20:00 мск подешевели на 5,5% до 26,6 доллара.

После чего обвал цен WTI стремительно усилился. По данным агентства Блумберг, к 20:22 мск майские фьючерсы WTI подешевели до 3 долларов, а уже через 10 минут котировки упали ниже отметки в 2 доллара за баррель.

Данное падение американской марки цены на нефть задело также и российскую марку Urals вечером в понедельник, 20 апреля, начала торговаться по отрицательной цене — до — $2 за баррель. Это на 112,7% меньше вчерашней последней цены $15,75. При этом азербайджанская марка Azeri Light тоже сильно подешевела и продавалась на рынке примерно 14-15 долларов за баррель.

«Майские фьючерсы на нефть после экспирации перейдут в разряд поставочных, и покупатель обязан физически принять товар. А принять его в мае некуда. Именно поэтому те, кто досидел в контракте до последнего, готовы избавляться от него с доплатой. Это — чисто спекулятивная история. Реальный рынок живет немного по другим законам», — прокомментировал ситуацию Пресс-клубу «Содружество» аналитик Дмитрий Голубовский.

По его словам, завтра день экспирации майского фьючерса, «так что послезавтра нефть на ваших мониторах вернётся к обычным ценам около $20 за бочку», — считает он.

Голубовский также добавил, что во всей этой истории есть своя алгоритмическая история, и «флеш-креш» устроили торговые роботы.

Говоря же о спросе на рынке, эксперт сказал, что заострять внимание на спросе не стоит, потому что в реальности не бывает отрицательных цен.

«Но это отражает тот факт, что проблемы с харнилищами в США настолько серьезны, что нефть уже даром не нужна. Однако драматизировать эту ситуацию слишком сильно пока не стоит. Это локальная история, посмотрим, что будет до конца недели с ценами Brent», — отмечает аналитик.

В свою очередь экономист Натиг Джафарли сказал, что спрос упал на 30 миллионов баррелей в день, поэтому мы видим, что происходит на рынке.

«Договоренности ОПЕК+ еще не вступили в силу, и вступят они, начиная с мая месяца, а пока страны занимаются активной добычей, но куда продать эту нефть? С другой стороны, даже если все страны мира выйдут из карантина, ожидать всплеска цен на рынке не приходится, так как резервы всех стран уже переполнены, что и стало главной причиной такого падения», — сказал он.

Говоря об азербайджанской экономике и о готовности к кризисным временам, аналитик сказал, что Азербайджан не принял те шаги, которые могли бы полностью застраховать страну от кризисных ситуаций.

«В Азербайджане слабо развит реальный сектор экономики, который мог бы стать для нас «подушкой безопасности» в кризисных условиях. Резервы нефтяного фонда позволят нам продержаться этот год, но если и в 2021-2022 годах будут также низкие цены, а в лучшем случае нас ожидает цена 40 долларов за баррель, а это тоже очень мало для нас, тогда начнутся большие проблемы, и нефтяной фонд будет быстрее расходовать свои деньги. К сожалению, кроме этих денег нам не на что опереться», — отметил аналитик.

P.S. Как отмечают разные эксперты, данное падение цен на нефть носит временный характер, и скорее всего уже завтра-после завтра цены на нефть отыграют ряд позиций.

Таким странам как России и Азербайджан пора заняться своим хозяйством, и пока есть деньги, инвестировать в собственную экономику и налаживать собственное производство. Как показывает нынешнее время, нефтеэкономика работает настолько, насколько производственные страны мира нуждаются в ней. Нам же пора задумываться о том, какие сферы экономики могут быть прибыльными для страны.

Ниджат Гаджиев 

От Гаджиев Ниджат

Политический обозреватель