23 Мая в Тбилиси началась акция «защитников Рионского ущелья», на которую пришли граждане, разделяющие позицию общественного движения.
Организаторы озвучили требования к властям Грузии и потребовали ответ до полудня 24 мая. Один из лидеров движения против строительства ГЭС Варлаам Голетиани заявил, что компания «ЭНКА» должна покинуть Рионское ущелье. Кроме того, заключённый с компанией, по их мнению, антигосударственный контракт, предполагающий передачу Рионского ущелья в частную собственность, должен быть разорван. В целом должна быть аннулирована вся документация, выданная данной компании с 2015 года.
Протестующие требуют объявить мораторий в сфере энергетики (постройки ГЭС), чтобы общественное мнение было учтено при решении вопросов — в каком направлении движется страна в энергетической фере, как развивает эту сферу. Защитники Намахвани считают, что все граждане должны быть вовлечены, поэтому необходима пауза, необходимо время, чтобы все включились, и вместе с тем следует учитывать международную практику, в частности интересы каждого гражданина, чтобы в будущем не было подобных протестов и людей, обеспокоенных схожими проблемами.
Пресс-клубу «Джейран медиа» удалось пообщаться с одним из участников протестной акции 23 мая.
Доктор международных отношений и исследователь Русудан Пухашвили сказала, что разделяет недовольство по поводу экономических, экологических, социальных и юридических проблем, связанных со строительством комерческих гидроэлектростанций, которое принимает массовый характер и наносит непоправимый экологический ущерб грузинским регионам (помимо Риони, Панкиси, Аджарии, Джавахети, Дзамскому ущелью и тп.).
«Защитники Риони, обвиняемые бизнесом и властями в ксенофобии и отсталости, в своих выступлениях разделяли понятия общего государства, солидарного общества, самоопределенного и критического гражданина. Если бы наши высокопоставленные чиновники в парламенте и в правительстве руководствовались этими идеями, то у нас было бы принципиально другое государство. Процесс политической активности в корне отличается от партийной активности, что не раз подчеркнули организаторы. Считаю, что пока существуют открытые и конструктивные вопросы перед правительством и строящей компанией, солидарность протестующим должен проявить каждый активный гражданин нашего государства», – подчеркнула Пухашвили.
Относительно беспартийности и именно общественной направленности движения заявил Варлам Голетиани: «Наше движение дистанцируется от любого насилия и в целом озвученная позиция заключается в том, что наш протест должен быть мирным на всех этапах… Наше движение объединяет всех людей, всех граждан этой страны, и здесь у каждого есть право выразить свой протест в рамках своих гражданских прав также на других акциях и митингах… Здесь мы должны чётко сказать, что может быть причиной насилия и противостояния — это может быть определённая символика, и мы постоянно говорим, что символика любого типа, которая не является государственной, не допускается на наши акции протеста».
24 мая в 12 часов по полудню истёк срок ультиматума, поставленного «Защитниками Рионского ущелья» правительству Грузии. Премьер-министр Грузии Ираклий Гарибашвили заявил, что необходимо вести диалог и для него ультиматумы неприемлемы. Министр экономики и устойчивого развития Натия Турнава в ответ на требования её отставки, последовавшие после истечения срока ультиматума, призвала стороны к конструктивному диалогу. Министр убеждена, что требования выполнены и на месте ведутся лишь подготовительные работы, а возведением дамбы никто не занимается. Также министр отметила, что на вопросы об экологии, безопасности и деталях проекта должны быть даны компетентные ответы со стороны специалистов, и это не происходит на улицах, в палатках и с помощью мегафона. Министр считает данную форму донесения информация до общественности неправильной, поскольку из-за этого циркулирует много ложной информации.
Ввиду того, что зашла тема о диалоге и о лжеинформации, то возникает очевидный вопрос — почему власти в своё время не сделали всё необходимое для того, чтобы протестное движение не длилось более 200 дней? Притом что существует понимание ситуации, и с оценкой рисков в правительстве справляются неплохо, почему же организаторы заявляют, что власти не сделали достаточно для переговоров?
Варлам Голетиани, комментируя заявление премьер-министра, объяснил собравшимся на митинге людям, что власти не пошли на прямой диалог. Более того, по его же словам, министр экономики сбежала со встречи в Кутаисском муниципалитете.
После безуспешной трехдевной акции протеста в Тбилиси «Защитники Рионского ущелья» вернулись в Кутаиси и продолжили протест в селе Гумати, где компания «Enka» ведёт подготовительные работы, а полиция возвела металлические ограждения. Протестующие выразили протест против заграждений — продолжительное время они стучали руками по металлическим панелям, объясняя свои действия тем, что подобным шумом не дадут покоя правительству и размещённой на месте полиции.
Протесты против постройки ГЭС продолжаются до сих пор. В Гумати произошли столкновения протестующих с полицией, в ходе которых несколько человек были задержаны правоохранительными органами.
30 мая компания «Enka Renewables» распространила заявление в связи с продолжающейся акцией протеста в селе Гумати (Кутаиси). Компания заявляет, что с момента начала реализации проекта, она все свои действия выполняет в рамках закона и существующего разрешения, что подверждает документация, представленная соответствующим учреждениям. Их возмущение вызывает тот факт, что сотрудники, работающие над проектом Намахвани ГЭС, постоянно находятся под угрозой нападения или насилия. Компания заявляет, что т.н. мирная акция протеста приобретает насильственные признаки. Также в заявлении подчёркивается то, что проникновение на частную территорию компании и чинение препятствий в работе сотрудников является провокационным действием и содержит признаки преступления, полную информацию о которых компания предоставит МВД Грузии и потребует от него соответствующую реакцию.
Компания также обратились к СМИ и попросила их не распространять заведомо ложную или непроверенную информацию относительно проекта, поскольку это сильно вредит работе и поиску выхода из сложившейся ситуации.
Поскольку речь зашла о СМИ и их влиянии, то стоит отметить и то, что как отдельные информационные телеканалы, так и ряд экспертов увидели в акциях протеста «невидимую руку Москвы». Известный российский эксперт Бредихин Антон в беседе с Пресс-клубом «Джейран медиа» прокоментировал данную точку зрения: «Не надо искать руку Москвы, а нужно смотреть более чётко и конкретно и, видимо, искать понимание данной проблемы среди элит Грузии. Если будет достигнут какой-то консенсус, то и протесты сами собой исчезнут. Мы знаем, что протесты – это управляемый процесс, который возникает при необходимости и также быстро может исчезнуть». Эксперт добавил, что несомненно, Москва наблюдает и интересуется политикой Грузии, поскольку существуют длительные связи между государствами, но при этом подобные мнения не имеют существенных оснований, и поэтому представляют собой ничего более болтовни и информационного шума.
Очевидным остаётся то, что стороны не могут найти общий язык и каждый стоит на своём, не принимая во внимание беспокойства другой стороны. В Грузии есть не только противники ГЭС. Смею предположить, что есть сторонники крупных ГЭС, но с определёнными уточнениями: ими владеет государство, земли не продаются сроком на 99 лет с возможностью выкупить по истечению времени и т.д.. Общество разнообразно и споры могут продолжаться до бесконечности. Однако если речь действительно идёт об энергобезопасности страны, и постройка ГЭС в Рионском ущелье представляет собой национальный интерес, то не должно быть проблемы в диалоге. Как правило, когда двое не могут договориться, это означает, что кто-то хочет больше, чем ему положено.