Кого можно считать фаворитами предстоящих выборов? Есть ли угроза поствыборных процессов? На эти и другие вопросы Пресс-клуба «Джейран Медиа» ответил старший преподаватель кафедры политологии Российско-Армянского университета (РАУ), кандидат политических наук Норайр Дунамалян.

Участвующие во внеочередных выборах политические силы сдали в ЦИК свои списки. Кого можно считать фаворитами предстоящих выборов? Кто может реально претендовать на прохождение в будущий парламент?

Результаты выборов 20 июня довольно непредсказуемы, так как нестабильная ситуация во внутренней и внешней политике накладывает свой отпечаток на общественные настроения. Очевидно, что основная борьба развернется между партией «Гражданский договор» (во главе с и. о. премьер-министра Н. Пашиняном) и оппозиционными силами, которые представлены слишком фрагментарно, но способны собрать необходимое большинство в рамках коалиции при необходимости. 

Кроме того, рейтинг партии Н. Пашиняна продолжает падать под влиянием ситуации на границе и продолжающегося институционального кризиса (c 33% феврале до 24% в мае), и такой расклад играет в пользу оппозиционных сил и, в частности, блока «Айастан», возглавляемого экс-президентом Робертом Кочаряном.

Общий контекст выборов формируется из нескольких переменных: амбиции политических сил, фактор эмоционального голосования и внешнеполитическая обстановка. Очень сложно судить о предстоящих выборах, так как нет абсолютных индикаторов поведения и участия электората, поэтому приходится анализировать ситуацию в реальном времени по причине стремительно изменяющегося контекста. 

Пройти в парламент на данный момент имеют шансы следующие партии и блоки: Гражданский договор, блок «Айастан», блок «Честь имею», партия «Процветающая Армения» и партия «Просвещенная Армения». В результате в парламенте может оказаться около пяти-шести политических сил. 

Вместе с тем стоит отметить довольно высокий эмоциональный фон выборов и настрой значительной группы населения против власти и оппозиции, что может привести к такой ситуации, когда голоса «против всех» пойдут к определенной третьей силе (к примеру, активизировавшемуся движению «5165» или радикально настроенному «Национально-демократическому полюсу»), однако такой ход выборов не будет иметь критического значения.  

Исход выборов в большей степени зависит от поведения политических акторов, так как у каждого из них есть свои недостатки и преимущества. Если блок «Айастан» в условиях отсутствия сработанной команды может совместить электорат Р. Кочаряна и партии «Дашнакцутюн», а также рассчитывать на голоса из Сюника, то блок «Честь имею» без кандидатуры Сержа Саргсяна в качестве первого номера, имея значимый кадровый и организационный потенциал, будет претендовать на второе место в оппозиционной коалиции. В то же время внутри ППА наблюдается негативная тенденция в рамках сплоченности рядов этой партии, а «Просвещенная Армения» пытается играть большую роль в политической жизни страны, хотя здесь у нее могут возникнуть проблемы. Отдельно можно отметить роль АНК во главе с первым президентом РА Левоном Тер-Петросяном, но эта политическая сила скорее всего оторвет часть электората Николом Пашиняна и не достигнет порогового процента. Остальные партии будут участвовать в распылении голосов.

Единственным предсказуемым элементом выборов является борьба между реликтами старого политического поля, когда граждане понимают, что стоит ожидать от того или иного политического деятеля. Кроме того, отметим тенденцию отказа участия в выборах довольно опытных деятелей и движений, что наводит нас на мысль об их участии в будущем электоральном цикле.

Ждать ли формирования в будущем парламенте коалиций или найдутся силы, которые смогут в одиночку получить большинство и сформировать правительство?

Вопрос будущего коалиционного правительства представляется почти свершившимся фактом, хотя возможен эффект «опрокидывающих выборов», когда оппозиционная партия или блок получают неожиданно большой процент голосов по причине усталости граждан от внутренних и внешних шоков. Впрочем, при текущем раскладе возможен и второй тур выборов, вероятность которого может стать пагубной для армянской государственности. Основная проблема заключается в том, какая конфигурация сложится в результате выборов, так как одним из свойств пропорциональной избирательной системы является то, что политические игроки вынуждены договариваться после выборов.  

Есть ли угроза поствыборных процессов? Есть ли угроза дестабилизации политической ситуации по итогам выборов, если власть или оппозиция не признают их итоги?

Сложившаяся ситуация (с высокой ролью политических блоков и дестабилизацией) очень напоминает парламентские выборы 1999 г. и дальнейшие их последствия, когда происходил постепенный процесс централизации власти с целью избегания эффектов политического кризиса 1998 г.. Этот период продолжался довольно долго, вплоть до 2005 г., а для решения текущих проблем необходимы более радикальные меры и становление новой институциональной системы.

Возможна кратковременная дестабилизация ситуации (судя по действиям оппозиции за последние месяцы) в случае победы Никола Пашиняна, хотя такой сценарий с каждым днем все менее вероятен на фоне ситуации на границе. Опять же очень сложно говорить о будущей дестабилизации, так как внешнеполитический фактор играет огромную роль для формирования внутриполитической повестки.    

От Халатян Айк

Политический обозреватель