Власти Армении в последние дни активизировали судебное преследование видных представителей старой власти: зятя экс-президента Сержа Саргсяна Микаела Минасяна, считавшегося одно время главным медиамагнатом Армении, и семьи скандального экс-министра финансов Гагика Хачатряна. Прозвучали обвинения и в адрес экс-главы Службы национальной безопасности (СНБ) Артура Ванецяна.

В ответ на это Минасян, Ванецян и сын Гагика Хачатряна Гурген озвучили собственные обвинения в адрес премьер-министра Никола Пашиняна, в частности в незаконном уголовном преследовании.

Дело против Минасяна

22 апреля Комитет государственных доходов (КГД) сообщил, что бывший посол Армении в Ватикане, зять экс-президента Армении Сержа Саргсяна Микаэл Минасян обвиняется в незаконном обогащении, представлении в декларации о доходах и имуществе ложных сведений и легализации имущества, полученного преступным путем. И что само уголовное дело было возбуждено ещё в марте, на основании доказательств, полученных в ходе предварительного следствия, по итогам которого было принято решение о привлечении Минасяна в качестве обвиняемого, и он был объявлен в розыск.

В свою очередь адвокаты Минасяна заявили, что их подзащитный не признает предъявленные ему обвинения. И что якобы перевод Минасяном имеющих законное происхождение финансовых средств с одного своего счета на другой было квалифицировано как отмывание денег.

Адвокаты также утверждают, что следствие специально не хочет допрашивать свидетелей защиты, которые докажут невиновность Минасяна. И что ходатайство об аресте их подзащитного специально было подано в суд тогда, когда дежурили судьи Шенгавитской резиденции суда, а решение о привлечении Минасяна в качестве обвиняемого было принято тогда, когда дежурили судьи резиденции Аван и Нор Норк. Дабы дело попало к судье Артушу Габриеляну, который точно удовлетворит ходатайство об аресте Минасяна.

Дело против Гургена Хачатряна

В центре внимания СМИ и общественности было и уголовное дело против соучредителя группы компаний “Галакси”, председателя совета директоров компании Хачатряна. Он обвиняется в совершении коррупционных преступлений.

Сам Гурген Хачатрян распространил заявление, что предпринимаемые против него действия правоохранительных органов являются незаконными и направляются извне политическим руководством страны, и в этих условиях он не считает целесообразным быть в заключении. После чего исчез, несмотря на решение об аресте, в условиях режима чрезвычайного положения из-за пандемии коронавируса и закрытых границ.

При этом в начале апреля возник конфликт внутри Ucom между соучредителем компании и гендиректором Айком Есаяном и главным акционером и собственником в лице семьи Хачатрянов, после чего Есаян и несколько сотен сотрудников написали заявление об уходе. А за два дня до предъявления обвинения и обысков в офисах и квартирах Хачатрянов Гурген Хачатрян выступил с заявлением, в котором обвинил власти в шантаже с целью продать на невыгодных условиях компании Ucom и IUnetworks.

При этом в отношении главы семейства Хачатрянов, некогда всесильного министра финансов и главы Комитета по госдоходам Гагика Хачатряна уголовное дело было возбуждено ещё в прошлом году по подозрению в злоупотреблении должностными полномочиями и присвоении или растрате в особо крупных размерах. И он находится под арестом с конца августа 2019 года.

Обвинения со стороны пресс-секретаря Пашиняна

Уголовные дела против Микаела Минасяна и Гургена Хачатряна прокомментировала и пресс-секретарь премьер-министра Мане Геворгян. Заявив, что у правительства есть информация о том, что Минасян имеет долю коррупционного происхождения в компании Ucom, являясь реальным собственником части де-юре доли Хачатрянов.

По её словам, Минасян через подставных дольщиков имел незаконные доли и в ряде других компаний: “Спайка”, крупном ТЦ “Ереван Молл”, телекомпаниях “Шант” и “Армения”, Зангезурском медно-молибденовом комбинате (ЗММК) и т.д. Добавив, что большая часть этих акций была поспешно продана после “бархатной революции “2018 года. “Долю Минасяна в Зангезурском медно-молибденовом комбинате, например, при предполагаемом превышении должностных полномочий и содействии подставных дольщиков приобрел бывший директор СНБ Артур Ванецян. Принадлежащая отцу последнего компания также стала крупным перевозчиком грузов ЗММК”, – написала она на своей странице в Facebook.

Геворкян добавила, что “ключевые лица коррупционной системы Микаэла Минасяна, являясь потенциальными обвиняемыми, покинули Армению, что стало существенным препятствием в расследовании коррупционных деяний Минасяна”. Однако подчеркнула, что премьер ожидает, что правоохранительные органы вопреки всем трудностям подвергнут должному расследованию все вышеуказанное и “дадут народу Армении вызывающие доверие ответы”.

Что касается обвинений Гугена Хачатряна в давлении со стороны властей с требованием продать Ucom, то Гевогян заявила: “По сведениям правительства Армении, Гагик Хачатрян и его сыновья руководили уже много лет действовавшей в Армении коррумпированной мафиозной системой, в результате чего накопили незаконное состояние в несколько сотен миллионов долларов. Позиция премьер-министра заключается в том, что награбленное должно быть возвращено государству.

Что касается компании UCOM, то отчуждение его акций по законодательству Республики Армения, возможно только с согласия Правительства Республики Армения. После того, как возник спор между акционерами компании, и на повестке дня оказался вопрос об изменении состава акционеров, позиция правительства состояла в том, что продажа доли Хачатрянов может быть возможна лишь в том случае, если все доходы от продажи будут переведены в государственный бюджет. Эта позиция остается в силе и сегодня в случае любого имущества незаконного происхождения”.

Ответ Ванецяна и Минасяна

Экс-глава СНБ Артур Ванецян в ответ на слова Мане Геворгян о доле в ЗМКК заявил, что это продолжение попыток скомпрометировать его семью. И добавил, что принадлежащая его отцу транспортная компания начала работать с комбинатом с 2014 года. “Знаете, есть ложь, есть большая ложь и есть пашиняновская ложь. Официально заявляю, что Пашинян знаком с реальностью, вся история с перераспределением долей осуществлялась с его непосредственного ведома. Никакого личного интереса в этом не имею. Повторяю, премьер знает об этом лучше всех”, – написал Ванецян на своей странице в Facebook

А адвокаты Ванецяна назвали слова пресс-секретаря премьера “заведомо клеветнической информацией”, и сообщили, что подготовят и представят в суд соответствующий гражданский иск.

В свою очередь адвокат Минасяна Амрам Макинян заявил, что если будет доказано, что бывший посол имеет отношение к компании UCOM, то эта доля акций будет пожертвована в благотворительный фонд “Мой шаг” (фонд возглавляет супруга Пашиняна Анна Акопян). И с иронией добавил, что публикация пресс-секретаря Пашиняна очень важна для их победы в Европейском суде.

Сам Минасян сначала сделал запись в Facebook, где выдвинул ряд обвинений в адрес Пашиняна, и пригрозил, что премьер ответит за якобы совершенные нарушения закона: “за то, что брал деньги у олигархов и превращал их в «законопослушных бизнесменов», за неприкрытую кражу нескольких десятков миллионов долларов из бюджета и их раздачу в качестве премий и надбавок «шагавшим» с ним людям, в «преступном бездействии» во время эпидемии, вследствие чего люди были обречены на голод, тьму и бедность”.

А затем начал публикацию на своей странице в Facebook серию видеообращения под названием “Конец лжи” (на сегодняшний день вышло два выпуска). Первая часть называлась “Я, Ванецян и Пашинян: отвергнутое предложение”.

В ней Минасян утверждал, что Артур Ванецян в бытность главой СНБ по поручению Пашиняна встретился с ним в Риме и сделал предложение: заплатить символическую сумму в один из фондов, отказаться от политической борьбы (и призвать к этому связанных с ним людей) и возвращения в Армении, в ответ на что власти закроют уголовные дела против него, его родных и друзей. По словам Минасяна, он отказался и готовится продолжать борьбу.

В ожидании развязки

В прокуратуре Армении сообщили, что публикации в СМИ касательно видеообращения Минасяна направлены в Специальную следственную службу (ССС) для изучения. И в четверг стало известно, что Ванецян приглашен в ССС в связи с обвинениями экс-посла.

А в среду, как и прогнозировали адвокаты Минасяна, судья Артуш Габриелян удовлетворил ходатайство Комитета государственных доходов (КГД) об аресте их подзащитного. Минасян, который сейчас не в Армении, был объявлен в розыск.

Политтехнолог Виген Акопян связывает нынешнюю активизацию уголовных дел против видных деятелей старой власти с принятым недавно парламентом Армении резонансным законом о конфискации незаконно нажитого имущества. “Он уже воспринимается как инструмент раскулачивания и политической дубиной. Принятием данного закона и возбуждением уголовных дел по экономическим преступлениям против видных лиц старой власти были нарушены определенные договоренности между действующими и прежними властями о недопустимости политической вендетты и передела имущества”, – заявил он Пресс-клубу “Содружество”.

По словам Акопяна, сейчас начинается война компроматов и разоблачений, и позиции премьер-министра Пашиняна в этой войне довольно уязвимы с учетом того, что одним из его противников является бывший глава СНБ, владеющий огромным объёмом внутренней информации. “Неслучайно Ванецян сообщил о факте встречи с Микаелом Минасяном с ведома Пашиняна, а спустя время Минасян рассказал об этой встрече подробно. И если Пашинян сейчас опровергнет это, не исключено, что может быть опубликована запись этой беседы”, – добавил Акопян.

Айк Халатян

От Халатян Айк

Политический обозреватель