Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган и президент Азербайджана Ильхам Алиев 15 июня подписали «Шушинскую декларацию» о союзнических отношениях между Азербайджанской Республикой и Турецкой Республикой.
Тесное политическое сотрудничество Турции и Азербайджана не ново. Оно сложилось задолго до нынешних событий. Как объяснил в беседе с «Джейран Медиа» азербайджанский политолог Ильгар Велизаде, отправной точкой в подготовке этого документа можно считать реализацию положений двух других базовых документов двустороннего сотрудничества – «Договора о дружбе и развитии всестороннего сотрудничества между Азербайджаном и Турцией», а также «Договора о стратегическом партнерстве и взаимной помощи между Азербайджаном и Турцией» от 2010 года. По словам эксперта, Шушинская декларация – третий базовый документ, который выводит турецко-азербайджанские отношения на союзнический уровень.
Однако Турция – это в первую очередь страна-член НАТО, которая в той или иной мере продвигает и саму повестку НАТО по расширению, и часть этой декларации интерпретируется некоторыми экспертами как интеграция Азербайджана в НАТО.
«Но это не совсем так или совсем не так. Несмотря на то, что Турция является членом этой организации, Азербайджан не взаимодействует с НАТО на институциональном уровне, как это преподносится. Азербайджан является участником программы ИПАП – «Индивидуальный план действий партнёрства» с НАТО, и наши отношения с этой структурой определяются этим соглашением», – сказал Велизаде.
Кроме того, по мнению политолога, в тексте декларации было подчеркнуто то, что она никак не направлена против интересов других государств, а наоборот она – об открытии новых перспектив для взаимодействия в регионе.
«В частности, там упоминалось платформа шести. Поэтому эта декларация будет только способствовать развитию прогнозируемых продуктивных отношений в нашем регионе», – отметил эксперт.
Ничего не сказано в самом тексте декларации ни о создании турецкой базы на территории Азербайджана, ни о размещении турецких миротворческих сил. Напомним, что в совместном российско-турецком мониторинговом центре для контроля за прекращением огня в Нагорном Карабахе представлено только 60 турецких офицеров.
Нельзя забывать и о том, что основной вызов для безопасности Турции исходит не с Кавказа, а непосредственно с Ближнего Востока, Сирии. В вопросе сирийского конфликта Азербайджан не имеет никаких интересов, он не проявил активности и во время недавнего палестино-израильского обострения. Расхождения можно наблюдать и по тем разнообразным целям, которые преследуют Турция и Азербайджан в Средиземноморье. Что говорит о том, что на внешнеполитическом треке сотрудничество двух стран направлено в первую очередь на закрепление незыблемости завоеваний в Карабахе.
Что касается торгово-экономических связей, то, подписав декларацию, Азербайджан и Турция хотят добиться диверсификации национальных экономик и экспорта, а также организации свободного передвижения товаров в торгово-экономических отношениях друг с другом.
Однако, как заявил корреспонденту «Джейран медиа» азербайджанский экономист Натиг Джафарли, тут есть несколько вопросов, над решением которых азербайджанское правительство должно задуматься.
«В ближайшие три года было принято решение увеличить торговый оборот до 15 млрд долларов – это слишком большой и амбициозный проект.
Дело в том, что на сегодняшний день Азербайджан имеет положительное сальдо в торговом обороте с Турцией. В этом году торговый оборот, в первые пять месяцев, был на уровне 1.8 млрд долларов, из них 1.2 млрд – это проданные в Турцию товары, а более 600 млн долларов составляют импортированные из Турции товары.
В структуре азербайджанского экспорта (1.2 млрд долларов) около миллиарда долларов – это нефтегазовый сегмент, на сырую нефть приходится 100 млн долларов, а на природный газ – оставшиеся 890 млн долларов.
Потенциал роста экспорта Азербайджана в Турцию слишком невелик: мы можем нарастить добычу, транспортировку и продажу газа, а в ненефтяном сегменте у нас нет больших ресурсов для того, чтобы выйти на турецкий рынок.
Основной ненефтяной сектор Азербайджана – это сельскохозяйственная продукция, где Турция сама ищет рынки сбыта, и мы не сможем там даже конкурировать. Поэтому, если изначальная цель будет достигнута, то экспорт из Турции в Азербайджан будет очень сильно расти, и образуется дисбаланс (отрицательное сальдо) в торговом обороте, а это, в свою очередь, приведет к тому, что из Азербайджана в Турцию в большом количестве будет вывозиться валюта», – отметил экономист.
Подводя итоги визита Эрдогана в Шушу, российский политолог Сергей Маркедонов в беседе с «Джейран медиа» задался вопросом: «Устроит ли Азербайджан такая кооперация, ценой которой будет некоторое делегирование суверенитета или серьезное делегирование суверенитета в Анкару?».
«Зная систему Ильхама Алиева, есть некоторые сомнения, что в Баку будут в восторге от этого. Одно дело союзнические действия, другое — роль младшего брата, захочет ли Баку эту роль играть. При нынешнем президенте — сомневаюсь, может быть другие лидеры были бы более податливы в этом смысле, но не Ильхам Алиев. И здесь встает вопрос: ведь закрытие одного блока проблем, это всегда поднятие другого. Насколько он окажется сложным, и будут ли способны его переварить и переосмыслить», – сказал эксперт.