Председатель ЦБА Эльман Рустамов в своем недавнем заявлении на фоне закрытия AGBank, Amrah Bank, Atabank и NBC Bank  отметил, что проверки банковского сектора страны еще не полностью завершены. А это говорит о том, что далеко не один финансовый институт в стране испытывает трудности, особенно в столь кризисное время.

«Сам глава ЦБ Эльман Рустамов признался, что обстоятельная проверка банков продолжается. Соответственно, нельзя исключать закрытия в ближайшем будущем еще одного финансового института», – сказал в интервью Пресс-клубу «Содружество» автор книги «Банковское право в Азербайджане», директор юридической фирмы «Акрам Гасанов и партнеры», руководитель юридической фирмы «Антиколлектор», член Коллегии адвокатов Азербайджана Акрам Гасанов

По его словам, вышеуказанные четыре банка закрылись из-за отрицательного уровня регулятивного капитала. Многие читатели не совсем понимают, что это такое. При создании у каждого банка имеются собственные 50 миллионов – это деньги, которые вложили акционеры и учредители. Кроме этого, привлекаются деньги в виде вкладов физических лиц, финансы на счетах юридических лиц, их депозиты… После, все эти деньги банк предоставляет в виде кредитов – это посредническая финансовая деятельность данной структуры.

«Скажем, у банка собственные 50 миллионов, плюс он привлек еще 450. На эту сумму он может выдать кредиты. Представим, что 200 миллионов – это объем проблемных кредитов. В этом случае, по правилам Центрального банка, финансовый институт должен создать резервы в том же объеме. Как правило, подобной суммы у банков не бывает, поскольку они все раздают в качестве кредитов. И в этом случае, данную сумму ЦБ считает отрицательным регулятивным капиталом. Но надо понимать, что если кредит обеспечен хорошим залогом, то в конце концов банк сможет вернуть себе деньги, пускай даже через суд. Однако ему нужна финансовая поддержка ЦБ в виде предоставленного кредита», – пояснил он.

Однако, как говорит экономист, у нас в стране Центробанк не поторопился помочь хотя бы одному банку (у кого были хорошие и надежные залоги), а принял решение закрыть фининститут. Признаться, что подобное положение у многих банков. Но далеко не все фининституты признают это, скрывают данные показатели в отчетности, дабы не создавать резервов.

«Но любая проверка запросто подобное выявит. Если ЦБ не поменяет свою политику, не начнет выполнять функцию последнего кредитора, что разрешает закон, тогда закрытие банков неизбежно», – отметил он.

С другой стороны, по его словам, под большим вопросом оказалась выдача бизнес-кредитов. «Многие финансовые институты могут опасаться предоставлять кредиты. Ведь с одной стороны, речь идет о больших деньгах, с другой – бизнес-кредиты возвращать сложнее. Предпочтение будет отдаваться лишь потребительским кредитам. Кроме этого, ЦБ не станет кредитовать коммерческие банки, дабы они развили свою кредитную активность. Ведь Центробанк опасается, что все эти деньги потекут на валютный рынок», – объясняет он.  

Эксперт сказал, что сегодня все застыли в ожидании девальвации. Особенно это происходит на фоне падения цен на нефть и пандемии.  

«По этой причине многие не прочь подзаработать, как это было перед девальвацией в 2014-15 годах. Люди брали кредиты в манатах, переводили сбережения в доллары и ждали падения нацвалюты. Пока же из-за страха девальвации, курс остается фиксируемым, вместо того, чтобы быть плавающим. А это, в свою очередь, негативно сказывается на экономике. Если цены на нефть существенно не вырастут, страна вынуждена будет пойти на девальвацию. Бесконечно сохранять курс не будет возможности. Хотя пока у нас достаточно валютных резервов, чтобы поддерживать манат», – заключил эксперт.

Татьяна Иванова

От Иванова Татьяна

Корреспондент Пресс-клуба в Азербайджане