Власти Армении направили в Венецианскую комиссию вопросы касательно кризиса вокруг Конституционного суда республики. И не исключают, что вопрос Конституционного суда может быть решён путём голосования в парламенте, так как на фоне пандемии коронавируса референдум вряд ли будет проведён. 

Насколько актуальна сейчас проблема КС на фоне пандемии коронавируса и серьёзных социально-экономических проблем из-за него? Как на действия армянских властей будут реагировать главные партнёры Армении: Россия и Евросоюз? На эти и другие вопросы Пресс-клуба  “Содружество” ответили старший преподаватель кафедры политологии Российско-Армянского университета, политолог Норайр Дунамалян и главный редактор журнала “Архонт” Антон Бредихин.

Как Вы прокомментируете ситуацию вокруг Конституционного суда Армении? Чем обусловлено желание властей Армении прекратить полномочия большинства судей КС? 

Дунамалян: Весь этот процесс (начиная с мая 2019 г.) преследовал изначально одну цель – сделать власть однородной. Иными словами, «дореволюционное» происхождение Конституционного суда рассматривалось Н. Пашиняном как угроза власти и основание для «оппозиционности» этого института. 

Стратегия властей осталась прежней, но эпидемия коронавируса заставила изменить тактику. Референдум не состоялся и вряд ли состоится вообще, а рейтинг власти все больше снижается. Эти обстоятельства заставляют руководство РА форсировать события, параллельно решая проблему реформирования судебной власти и принимая закон «О конфискации незаконно нажитого имущества». Кризис вокруг КС является частью этого процесса и для Никола Пашиняна важно решить эту проблему заранее, пока пресловутый процесс веттинга судей не начался в полной мере.

Бредихин: На мой взгляд, действия Никола Пашиняна не имеют демократических основ. Напротив, налицо авторитарный принцип управления. За его заявлениями о необходимости прекратить деятельность большинства судей стоит банальное желание поставить «своих» людей. Пашинян это отрицает, но в тоже время признаёт, что в КС судьи «старой» команды и соответственно из противоположного лагеря, лидеры которого, на мой взгляд, лишь временно потеряли власть в республике. КС, по мнению Пашиняна, их последний форпост, именно поэтому против судей возбуждались уголовные дела и сыпались обвинения в узурпации власти. 

Насколько актуальна сейчас проблема КС на фоне пандемии коронавируса и серьёзных социально-экономических проблем из-за него? 

Дунамалян: Давление на власть усиливается в связи с ростом заражений коронавирусом и ухудшением социально-экономической ситуации, поэтому для руководства РА важно укрепить свои позиции, решив одну из стоящих перед ними проблем. Возможно, приоритетность ситуации с КС сомнительна, но ресурсов у власти для решения этого вопроса достаточно. 

Смягчение режима ЧП ведет к «разморожению» многисленных проблем, муссируемых до эпидемии, и для Н. Пашиняна важно минимизировать их влияние на общественное мнение в случае углубления экономического кризиса и сопутствующих последствий пандемии. 

Бредихин: Никол Пашинян, видимо, решил воспользоваться опытом других стран и «под шумок» борьбы с коронавирусом разобраться с судьями. Например, сейчас в Польше идёт активное обсуждение статуса Конституционного суда и его европейских стандартов. Вот и армянский лидер решил воспользоваться польским опытом. Чтобы было меньше информационного шума, чтобы не выходили люди на улицы, и не было протестов, чтобы экономические институции не могли повлиять. 

Как на действия армянских властей будут реагировать главные партнёры Армении: Россия и Евросоюз? В частности, если власти захотят решить вопрос КС не на референдуме, а путём голосования в парламенте.

Дунамалян: Россия и ЕС в данный момент находятся в довольно сложной ситуации в связи с той же эпидемией коронавируса, поэтому их реакция, скорее всего, будет инертной. Несмотря на то, что перед российскими властями стоит схожая проблема, связанная с проведением конституционных изменений, их реакция через неофициальные источники будет скорее отрицательной, если рассматривать эту проблему через призму некоторой напряженности в российско-армянских отношениях.  

Реакция ЕС, вполне вероятно, будет следовать позиции Венецианской комиссии, которая, возможно, не поддержит инициативу правительства РА, но в условиях пандемии возможны самые неожиданные сценарии.

Бредихин: Видится, что Евросоюз вновь выдаст оду хвальбы в адрес армянских властей. По-другому и быть не может. Пашинян последовательно на всем своём политическом пути стремился к выводу Армении из ЕАЭС и вступлению в ЕС. И его успехи всегда радуют Брюссель, особенно в противостоянии своим оппонентам. России же необходимо выступить с жёсткой позиции. Мы уже продолжительное время наблюдаем целенаправленные политические репрессии в Армении. И больше заигрывать с таким режимом не стоит, иначе за российские же деньги Пашинян, поборов всех оппонентов, уведёт страну в ЕС. 

Редакция Пресс-клуба «Содружество»