Согласно принятым Милли Меджлисом Азербайджана проектом, доходы консолидированного бюджета на 2021 год прогнозируются на уровне 23828,1 миллиона манатов, что на 1465,1 миллиона манатов или на 6,6% больше, чем в 2020 году.

Расходы консолидированного бюджета составят 31 163,4 миллиона манатов, что на 855,1 миллиона манатов или 2,8% больше, чем в 2020 году.

Дефицит консолидированного бюджета в 2021 году составил 7 335,3 миллиона манатов, что на 610,1 миллиона манатов или на 7,7% меньше показателя 2020 года. Дефицит составит 9,7% от прогнозируемого ВВП, что на 1,4 процентных пункта меньше, чем в 2020 году.

Более развернуто об утвержденном государственном бюджете Азербайджана в интервью Пресс-клубу «Джейран Медиа» рассказал доктор экономических наук, профессор Эльшад Мамедов.

– В государственном бюджете на 2021 год, как и в бюджете, принятом на 2020 год, был предусмотрен дефицит. Дефицит государственного бюджета – это понятие не страшное – наоборот, в большинстве стран мира бюджеты принимаются с дефицитом, это в определенном смысле стимулирует экономическое развитие. Поэтому ничего отрицательного, в случае если бюджет не предусмотрен с определенным дефицитом, но есть определенные нормативы, к примеру, чтобы он не исчислялся двухзначными показателями в соотношении к валовому внутреннему продукту данной страны. Таким образом, в Азербайджане все эти параметры полностью соблюдаются, более того, на мой взгляд, дефицит бюджета имеет очень существенный потенциал для наращивания: чем он существеннее, тем больше стимула для экономического развития в стране.

– За счет чего будет покрываться дефицит?

– Это очень важный момент с точки зрения управления бюджетной политикой. В случае, если дефицит бюджета покрывается за счет внешних заимствований – это увеличивает внешнюю долговую нагрузку, что в большинстве случаев является нежелательным. Кроме того, дефицит бюджета в Азербайджане фактически покрывается за счет изыскания средств из внутреннего рынка, то есть Министерство финансов выпускает ценные бумаги на внутренний рынок и изымает деньги из экономики. Я считаю, что это не является оптимальным вариантом, так как, с одной стороны, мы считаем, что стимулируем экономический рост посредством дефицита, а с другой – мы изымаем имеющиеся деньги из экономики – значит изымаем потенциальные инвестиции, которые столь необходимы для отечественной экономики. По этой причине наиболее оптимальным был бы вариант покрытия дефицита бюджета за счет целевой эмиссии Центрального банка, то есть выпуска, грубо говоря, денег в экономику. Но и здесь имеются разные мнения. Ряд специалистов считает, что это может привести к неконтролируемому инфляционному всплеску. Но реальная и передовая экономические науки говорят о том, что в случае если денежная растущая масса будет управляться адекватно, то она не просто не вызовет инфляцию, но и с точки зрения борьбы с ней это весьма эффективная мера. Для того, чтобы правильно бороться с ней, следует правильно диагностировать и изучать ее природу в каждой данной стране.

– Что можете сказать про диагностику инфляции в Азербайджане?

– Диагностика инфляции в Азербайджане за последние два десятилетия позволяет говорить о том, что в стране нет инфляции, связанной с избытком денежной массы или с избытком спроса, а имеет место быть, напротив, инфляция предложения, то есть от недостатка отечественной денежной массы. Раз нет достаточного объема денежной массы – значит нет достаточного объема инвестиций товарного предложения по товарам, произведенным в Азербайджане, нет отечественных товаров в нужном количестве, и это все приводит к инфляционному всплеску. Наиболее оптимальным было бы через денежную эмиссию Центрального банка покрывать бюджетный дефицит, и тем самым стимулировать экономику, но обязательным условием этого является то, что данная денежная масса должна правильно управляться. Нельзя, чтобы она перетекала бы в угрожающих объемах на финансовый валютный рынок, денежная масса должна трансформироваться в столь необходимые для экономики Азербайджана инвестиции.

От Намазалиева Ляман

Магистр политических наук