7-го июня и.о. премьер-министра Армении Никол Пашинян после внеочередных выборов совершил свой первый зарубежный визит в Москву и встретился с президентом России Владимиром Путиным. Стороны обсудили насущные вопросы, касающиеся карабахского вопроса, ситуации на армяно-азербайджанской границе, возвращения армянских военнопленных, а также развитие двусторонних отношений.

Подробнее об итогах встречи лидеров двух стран и региональных развитиях корреспондент “Джейран медиа” побеседовал с политическим аналитиком, координатором Евразийского клуба Арамом Сафаряном.

– Арам Виленович, как Вы оцениваете результаты встречи и.о. премьер-министра Армении Никола Пашиняна с президентом России Владимиром Путиным?

– Первая после внеочередных выборов в парламент зарубежная командировка руководителя страны имеет в себе несколько очень важных посылов.

Во-первых, первый визит в другую страну – визит в Москву и встреча с российским лидером Владимиром Путиным говорит о том, что армянская власть прекрасно понимает и осознает роль и место России в армянской действительности, значение России для армянского народа и армянской государственности; роль, которую играет и играла Россия в исторических судьбах армянского народа. Очевидно, что подавляющее большинство армянского общества с интересом следило за этим визитом и одобряет его.

Второй посыл более прагматичный. В Армении сейчас есть задачи, о решении которых нужно очень серьезно думать, не дожидаясь образования нового правительства, разделения портфелей, избрания руководства и комиссий армянского парламента. Их надо решать, и этого требует армянское общество. Важно, что Пашинян с президентом России обсуждал эти насущные вопросы, и я абсолютно уверен, что он передал просьбу армянского народа помочь в их решении. Наш народ, который традиционно выступает за союз с Россией, надеется, что именно Россия будет играть ту исключительную, конструктивную роль, которую в нашем случае никто больше играть не собирается.

Поэтому ожидание от того визита и от переговоров очень высокие.

И третье, в предвыборный период мы были свидетелями ожесточенных столкновений идей различных политических партий и, не в последнюю очередь, обсуждались вопросы стратегического союза с Россией. Я рад, что основные политические партии, прошедшие в парламент, понимают важность союза с Россией и выступают за развитие армяно-российских союзнических отношений. Но были и антироссийские выпады и настроения, которые существуют с очень давних времен. Поэтому сейчас, в поствыборный период, когда мы уже накануне формирования системы отношений “парламентская власть- оппозиция”, кристаллизации процессов, которые нужно сформулировать, очень важно проводить эту политику и держаться этой линии.

Таким образом, со всех этих трех точек зрения я констатирую, что визит Пашиняна в Москву был очень важным, полезным, армянское общество с огромным интересом следило за этим визитом, и ожидания у нас от реализации договоренностей от этого визита тоже очень большие.

– Один из обсуждаемых вопросов сторон – размещение российских пограничников на армяно-азербайджанской границе, где уже продолжительное время сохраняется напряженная ситуация. На Ваш взгляд, это приведет к ее стабилизации?

– А кто, если не Россия может взять на себя функцию арбитра в этой ситуации? Кто еще имеет такое влияние как на Армению, так и на Азербайджан с тем, чтобы используя его, воздействовать на нормализацию ситуации и продвигать мирный процесс? Не случайно то ожидание, которое имеет армянское общество от решения России участвовать в процессе демаркации и делимитации армяно-азербайджанской границы и размещения российских миротворческих сил по некоторым спорным территориям армяно-азербайджанской границы.

Я очень высоко ценю предложение, которое еще до выборов высказал министр иностранных дел РФ г-н Лавров о том, чтобы Россия участвовала в процессе демаркации и делимитации этой границы. Элементарно потому, что, начиная с 1921 года и до 60-х годов, именно Москва была посредником между советскими союзными республиками Арменией и Азербайджаном в процессе демаркации пограничных разных споров. Это трудная, кропотливая, но очень благодарная работа.

Вопросы демаркации должны быть решены без излишней политизации, без пропущения их через жернова ненависти и армянофобии. Они должны решаться в рабочем порядке с большой политической выдержкой как со стороны Армении, так и со стороны Азербайджана при активном участии России.

– Один из чувствительных вопросов для армянского общества – вопрос военнопленных. Есть ли продвижение в этом вопросе?

– Опять же, кто еще кроме России может посредничать в этом вопросе? Я бы очень хотел, чтобы ведущие державы мира приняли действенное участие, чтобы этот процесс продвигался. Но оказалось, что кроме России этого делать никто не хочет и не спешит. И поэтому прав армянский народ, который в своем большинстве именно от своего стратегического союзника Российской Федерации ожидает решение этого вопроса. Я думаю, что только Россия не пожалеет сил, энергии и ресурсов, чтобы свести споры и закончить эти разговоры конкретным действием возвращения всех армянских военнопленных. Никол Пашинян прекрасно осознает, что ключи к мирному процессу, согласованию позиций Армении и Азербайджана во многом находятся в Москве. Но Москве нужно, чтобы Армения и Азербайджан к этому вопросу подходили конструктивно.

– Другая задача, которая стоит перед сторонами после подписания соглашения 9-го ноября – это разблокировка коммуникаций. Азербайджанская сторона добивается проложения коридора через юг Армении, Сюник, позиция же армянской стороны – открытие дороги.

– Я абсолютно уверен, что Пашинян с президентом Путиным обсуждали этот вопрос. Нужно исходить из того, что Российская Федерация в лице своего президента последовательно выступает за возобновление деятельности всех коммуникаций на Южном Кавказе. Россия сегодня заинтересована в том, чтобы все коммуникации были разблокированы и нормально функционировали.

Но среди армянских бизнесменов есть опасение, что это может быть сведено к тому, что армянские машины по территории Азербайджана не смогут проехать, а азербайджанские машины проедут по армянской территории и выйдут на Турцию и Нахичевань. Эта озабоченность должна быть услышана. Армения должна иметь такие же возможности пользования этими коммуникациями, как и все другие страны.

– На встрече обсуждались также двусторонние отношения Армении и России. Каковы перспективы экономического развития армяно-российских отношений?

– После 2020 года мы имеем положительную динамику. Процесс пошел в сторону нормализации.

В 2021 году, после полутора лет задержки, наши трудовые мигранты поехали в Россию. И по данным первых 4-х месяцев, более 500 млн долларов уже отправлено из России в Армению.

Второе, сейчас туристический сезон, и как традиционно было до 2020 года, к нам приехали русские туристы – максимальная интегрированная часть нашей действительности. Армения для них не зарубеж.

Но тут много других вопросов. Правительство, государство должно вложить много средств в развитие туристических инфраструктур. Важно, чтобы в этом вопросе был услышан голос специалистов.

Есть данные о том, что увеличился экспорт армянских товаров в Россию. Это хороший сигнал, потому что после 2019 года у нас было падение и экспорта, и импорта.

– Возвращаясь к ситуации в регионе, обсуждается возможность размешения турецкой базы на территории Азербайджана. Какие это может иметь последствия для Армении?

– Я думаю, что это совершенно реальная перспектива. Лозунг: две страны- одна нация – рабочий и активно продвигается. Турция оказала беспрецендетную помошь Азербайджану в  последней 44-дневной войне.

Поэтому мы говорим, что просим Россию создать еще одну военную базу на территории Армении, в Горисе, с тем, чтобы совместными усилиями защитить Сюник и дорогу жизни, которая связывает Армению с Нагорным Карабахом. Давайте создадим такие гарантии безопасности, которые делают возможным нормальное проживание людей: как армян, так и азербайджанцев в приграничной территории, – без нагнетания атмосферы ненависти, вражды. Я думаю, без относительно того, будет ли создана турецкая база, мы должны добиваться большего участия России в военном строительстве в Армении. Я констатирую в этой связи, что отношения между министерствами обороны и пограничными ведомствами Армении с Россией сейчас находятся на историческом максимуме за весь период постсовесткого государственного строительства Армении. И я думаю, что наши военнотехнические и военнополитические процессы сотрудничества между Арменией и Россией сейчас очень активны и находятся на очень высокой отметке. Если турецкая база будет создана в Азербайджане, тем более нужно подумать о том, чтобы нарастить присутствие России в Армении, чтобы таким образом стабилизировать ситуацию, и тогда будет задействован еще больший потенциал стратегического союзничества между нашими странами.

Я не вижу другой возможности обеспечить нашу безопасность и укреплять нашу стабильность.

От Бабуханян Заруи

Политический обозреватель