Противостояние США и Китая – это самая актуальная тема сегодняшнего дня и даже, возможно, еще долгих лет. Все зависит от того, насколько долго эти страны готовы вести эту «шахматную игру» на «доске земного шара». Но на сегодня ясно лишь одно – данный конфликт в той или иной степени заденет все страны и регионы, где это только возможно.

За каждый отдельный клочок геополитического участка будет жесткое противостояние. Говоря о противостоянии нельзя подразумевать только лишь ее «горячую» сторону и прямые столкновения. Их-то может и не быть, ну а вот столкновение прокси сил, жесткая конкуренция за те или иные рынки, а вместе с тем и смена политических режимов в отельных государствах – это вполне допустимое обстоятельство.

Азербайджан и в целом регион Южного Кавказа тут не исключение. Интересы и США, и Китая в данном регионе довольно широко представлены на разных уровнях. Кроме всего прочего, нужно сказать, что это прямая зона интересов приграничных держав, таких как Россия, Турция и Иран. Американцы и китайцы в этом регионе относительно новички. Но географическое присутствие тут Москвы, Анкары и Тегерана нивелируется колоссальным экономическим воздействием на регион Вашингтона и Пекина.

Нельзя забывать и фактор Евросоюза в регионе, но из-за близости с США, а также отсутствия каких-либо собственных военно-политических взглядов на данный регион, его роль и присутствие ограничены. Комментируя американо-китайское противостояние Пресс-клубу «Содружество», политолог Ильгар Велизаде сказал, что противостояние Китая и США носит долгосрочный характер, и он не зависит от того, кто будет у руководства США.

«На самом деле, эти противоречия были и раньше, просто сейчас они подошли к более острой черте. В целом же, нужно сказать, что они больше будут влиять на те центры силы, которые взаимодействуют как с США, так и Китаем. К примеру, такие центры как ЕС или Россия в той или иной степени останутся под воздействием данного противостояния», – сказал аналитик.

По словам Велизаде, Китай для Азербайджана очень важный партнер, но не настолько исключительный.

«Инвестиции Китая в Азербайджан не особо и большие, хотя нужно заметить тенденцию их постоянного роста. Торговый оборот Азербайджана с Китаем не много больше одного миллиарда долларов, но считается одним из основных торговых партнеров, а не самым главным», – добавил он.

На сегодня Азербайджан готов рассмотреть разные предложения по разным проектам, и тут важно, кто больше всего предложит выгодных контрактов с точки зрения инвестиций, считает политолог.

«То есть от кого будет выгодное экономическое предложение, с тем и Азербайджан будет взаимодействовать. Если брать проект «Один пояс, один путь», то основная цель этого проекта – это обеспечить сухопутный маршрут из Китая в Европу. Основные участники этого проекта – это не Азербайджан, Казахстан или другие, а это непосредственно сама Европа и Китай» – сказал эксперт.

Политолог также добавил, что для Китая на сегодня главным партнером является США, для ЕС, Китай второй партнер после США.

«Объем товарооборота между ЕС и Китаем составляет пол триллиарда долларов в год, и часть этого товарооборота начала проходить через этот маршрут «один пояс, один путь», большая часть товаров идет по морским путям. Такие страны, как Казахстан, Азербайджан, Грузия и Турция, пытаются перехватить долю этого грузопотока и на этом заработать политические и экономические дивиденды в качестве транзитных государств. По большому счету США на это не смогут особо повлиять, но могут силой санкций и прочими механизмами влиять на Европу, чтобы она снизила товарооборот с Китаем», – отметил Велизаде. 

Аналитик также сказал, что проект «Один пояс, один путь» включает в себя три маршрута: северный, центральный и южный.

«Азербайджан участвует только в центральном маршруте. Основные грузы идут в Европу не по центральному и даже не южному маршруту, а по северному – через Россию. Более 70% грузов проходят через Россию. При этом максимальные мощности Азербайджана – это 15 миллионов тон в год грузоперевозки.  В этом противостоянии мы – региональный и мелкий участник, поэтому нас этот конфликт особо не затронет, и для нас это не самый важный вопрос», – подытожил он.

В свою очередь экономист Натиг Джафарли, говоря о железнодорожном проекте Баку-Тбилиси-Карс, сказал, что данный маршрут интересен Европе, но у этого проекта есть сильные конкуренты и альтернативные маршруты.

«Шелковый путь», который лоббирует Азербайджан, имеет такую естественную преграду как Каспийское море. Те паромы, которые сейчас действуют, они устаревшие, пропускная способность очень низкая, при этом все это увеличивает затраты. Наши конкуренты, к примеру, маршруты через Европу, или же через южные маршруты, они в этом плане оказались в более выгодном положении», – считает экономист. 

По его мнению, Азербайджану придется обсуждать тарифы сразу с несколькими странами, и это не очень легкая процедура.

Эксперт также считает, что с учетом всех существующих проблем, Азербайджану нелегко будет превратиться в хаб, несмотря на то, что правительство на эти проекты возлагает большие проекты.

«Последние же новости показывают, что наши конкуренты улучшают свою пропускную способность: и по времени, и по цене это становится выгодным. Поэтому Азербайджану еще придется предлагать более выгодные транзитные условия, чтобы связать китайских производителей с европейскими покупателями и наоборот. Те надежды, которые правительство возлагает на транспортные проекты, могут себя не оправдать», – подчеркнул Джафарли. 

Говоря же о самом конфликте, эксперт сказал, что противостояние Китая и США не дойдет до ужасающей степени.

«Есть взаимозависимость друг от друга, хотя бы в том, что товарооборот между странами составляет около пол триллиона долларов в год. Я не думаю, что это противостояние дойдет до того же, что и ирано-американские отношения, такого быть не может. Я ожидаю некоторые санкционные войны, особенно в технологической сфере», – резюмировал экономист. 

Ниджат Гаджиев

От Гаджиев Ниджат

Политический обозреватель