До сегодняшнего дня в Азербайджане COVID-19 выявлен у 7 553 человек, 4 149 из которых излечились, 88 – скончались, 3 316 – продолжают лечение в больницах особого режима. С момента смягчения режима карантина, ситуация в стране несколько ухудшилась, похоже что Азербайджан переживает вторую волну.

Пресс-клуб Содружество поговорил с основателем проекта «Медпросвет», терапевтом-гепатологом Зауром Оруджевым.

– Азербайджан изначально ожесточил режим карантина. Однако потом начал его смягчать, что привело к резкому росту инфицированных. Теперь режим вновь ужесточили, правда, временно, фактически полностью заперев граждан на выходные. Какие меры сегодня могут хотя бы снизить скорость распространения вируса?

– Страны мира столкнулись с подобным впервые, поэтому у Азербайджана нет положительного примера, и государство выбирает свой путь. Карантин – одна из самых эффективных мер борьбы с инфекциями, тем более, когда нет коллективного иммунитета и вакцины. Сам по себе карантин не помогает, он лишь растягивает эпидемию, дабы государству не грозил полный коллапс.

Справедливости ради Азербайджан старается найти решение проблемы, не копируют меры других государств, тем более в этом вопросе нет идеального примера, с которого можно брать пример. Те государства, где меры борьбы более или менее сработали, совершенно отличны от нашей, как по культуре, так и по климату, взглядам.  

– Как вы относитесь к информации о том, что сейчас ученые стали рассматривать фекально-оральный способ заражения? Это вызывает беспокойство на фоне приближения пляжного сезона…

– Пока сложно что-либо сказать по этой теме, поскольку я еще не встречал хорошие и достоверные исследования, которые могли бы поставить точку в этом вопросе. Если это подтвердится, появится дополнительный путь передачи вируса. А значит, еще больше больных, а соответственно, новые ограничительные меры.  

– Когда на ваш взгляд эпидемия может сойти на нет?  

– Сказать что-либо точно в этом вопросе пока сложно. Вы понимаете, всю зиму и начало весны мы рассчитывали, что коронавирус эпидемиологически будет вести себя как сезонное ОРВИ. Но сейчас мы видим иную картину. Почему это происходит, сказать сложно. Возможно потому, что в стране пока очень мало людей переболели, а соответственно, не выработан коллективный иммунитет. Не исключено, что вспышка растянется на все лето и плавно перейдет ко второй волне осенью. Пока не появится коллективный иммунитет, вспышки будут возникать постоянно. Тем более, что любые ОРВИ и коронавирусные инфекции обостряются, как правило, осенью.  

– Мало позитива в ваших словах. А вирус может мутировать?

– Конечно. Как правило, со временем выживают в популяции более безобидные вирусы. Но медицина – наука не точная, поэтому исключения тут могут иметь место. Я не видел научных подтверждений, но по наблюдениям врачей, можно сказать, что коронавирус стал проходить в тяжелой форме не только у пожилых. Молодые и дети переносят его агрессивнее, нежели было раньше.

Поэтому сложно сказать в какую сторону он мутирует. Наиболее вероятно, что он ослабнет. Например, испанка встречается до сих пор, но сейчас уже она не убивает, вирус мутировал и люди его уже не боятся. Когда появится коллективный иммунитет к COVİD-19, он уже не будет вызывать такого опасения и летальность от него будет очень маленькой.

Татьяна Иванова

От Иванова Татьяна

Корреспондент Пресс-клуба в Азербайджане