Грузино-азербайджанские отношения всегда носили стратегический характер для обоих государств, и политические элиты никогда не были настроены друг против друга. Как бывает у всех соседей – отношения время от времени переживают разные периоды.

В последнее время в эти отношения пытаются внести разлад разные группы интересов. Причина – историко-культурный комплекс Кешигчидаг (или Давид Гореджи на грузинском). В период пандемии часть грузинских активистов из организации «Грузинский марш» захотели посетить часть комплекса, который находится на территории Азербайджана. При этом, как всем известно, границы Азербайджана из-за пандемии закрыты, и в страну нет доступа. То есть на лицо факт провокации, что будет влиять на двусторонние отношения.

Комментируя Пресс-клубу «Содружество» грузино-азербайджанские отношения, политолог Ильгар Велизаде сказал, что они развиваются в нормально русле, и здесь никаких проблем нет.

«Эти проблемы создаются недалекими людьми и маргинальными организациями, которые пытаются поймать рыбу в мутной воде. Они хотят обратить на себя внимание, чтобы привлечь тех или иных спонсоров и стать заметными на политическом пространстве Грузии», – отметил эксперт.

По словам Велизаде, такие вопросы, как делимитация границ, есть во многих регионах между соседними государствами, в том числе и в Европе.

«Если посмотреть историю, то многие государства Европы меняли свои границы. Пограничные противоречия всегда имеют место быть между разными государствами, но суть вопроса в том, что и Азербайджан, и Грузия признают принцип нерушимости границ. Поэтому у грузинских властей нет претензий к Азербайджану, и, наоборот, официальный Баку никогда не выдвигал никаких претензий к Тбилиси. Это вопрос делимитации границы, этот процесс подразумевает решение ряда технических вопросов», – подчеркивает аналитик.

Велизаде также добавил, что в грузинском обществе люди бывают обмануты данными маргинальными организациями, которые дезориентируют общество.

«Нужно это объяснить и показать, что есть примеры других государств, и все также решается без всяких проблем. В данном случае все зависит от того, как быстро комиссия решит это, чтобы мы дальше продолжали наше сотрудничество», – сказал эксперт.

Политолог также считает, что вся эта активность связана с тем, что летом в Грузии должны состояться парламентские выборы, и какие-то политические силы на этом хотят сделать себе политический вес.

«Они не понимают одного – даже если они придут к власти, все равно придется сесть за стол переговоров и решать этот вопрос на правовом поле, который явно требует не того, что они хотят», – сказал он.

В свою очередь грузинский эксперт Егор Куропцев сказал, что азербайджано-грузинские отношения последние полтора года нельзя считать удовлетворительными.

«К сожалению, то, что мы на сегодня имеем – это не тот уровень, который должен быть между двумя стратегическими партнерами. Страны связаны многими стратегическими региональными проектами. Отношения поэтому должны улучшаться», – полагает аналитик.

Говоря же о том, почему на сегодня отношения между странами не складываются наилучшим образом, аналитик сказал, что «дело не в Азербайджане».

«Для лидера «Грузинской мечты» Бидзины Иванишвили на первом месте его личные финансовые интересы. Так что даже с западными партнерами отношения развиваются не такими темпами, как этого хотелось и планировалось.  С Азербайджаном, даже с учетом только своих бизнес-интересов, можно было бы выстраивать более продуктивные отношения, но, как я понимаю, Баку не очень нравится, когда он не понимает с кем в Грузии разговаривать и договариваться. Разговаривать с теневым правителем не укладывается в формат, когда президент одной страны должен разговаривать с не официальным первым лицом другой страны», – резюмировал эксперт. 

Ниджат Гаджиев

От Гаджиев Ниджат

Политический обозреватель