В эти дни состоялся саммит ОПЕК+, на котором основные энергодобывающие страны смогли договориться о продлении сокращения добычи нефти.
Согласно проекту финального коммюнике, ОПЕК также предпишет странам, не сократившим добычу на 100% от утвержденного в апреле плана, полностью выполнить обязательства в течение июля-сентября.
«Согласие с принципом компенсации участвующими странами, которые не смогли достичь полного (100%) выполнения обязательств в мае и июне 2020 года, путем последующего сокращения добычи в июле, августе и сентябре 2020 года в дополнение к их уже согласованной квоте для этих месяцев», — говорится в проекте документа.
Кроме того, в коммюнике отмечается, что министерский мониторинговый комитет ОПЕК+ будет заседать раз в месяц до конца декабря 2020 года.
Согласно документу, участвующие в заседании страны подтверждают ранее взятые на себя обязательства, а также призывают всех основных производителей нефти внести пропорциональный вклад в стабилизацию рынка нефти, принимая во внимание значительные усилия, приложенные ОПЕК и другими странами, участвующими в соглашении.
Комментируя Пресс-клубу «Содружество» данное соглашение, российский экономист, профессор СПбГУ Станислав Ткаченко сказал, что многое зависит от сочетания долгосрочных и краткосрочных целей ведущих игроков рынка нефти.
«При цене нефти в 40 долларов, установившейся в последние дни, Россия будет с меньшим напряжением балансировать бюджет, но ее нефтяные компании не смогут инвестировать в расширение добычи или в разведку нефти. При этой же цене кризис сланцевой отрасли в США не завершится, для ее оживления нужны более высокие цены. А вот для Саудовской Аравии при цене барреля нефти в 40 долларов возникает иная ситуация. Потери ее бюджета от снизившихся поступлений за экспорт нефти снизятся, и Эр-Рияд сможет продолжить свою стратегию выдавливания конкурентов (прежде всего России) с региональных рынков», — полагает аналитик.
Экономист также добавил, что есть еще один спорный момент: причина, из-за которой участники ОПЕК+ могут не договориться – нарушение установленных для каждой страны квот на добычу.
«Главными нарушителями квот ОПЕК+ в мае 2020 года стали: Ирак (добыча 4,13 млн баррелей в день вместо согласованных 3,59 млн.), Казахстан (1,53 вместо 1,32 млн баррелей) и Ангола (1,34 вместо 1,18 млн баррелей). Следует помнить, что нарушение принятых на себя обязательств – вечная и труднопреодолимая проблема любого картеля, в том числе ОПЕК и ОПЕК+. Нынешние нарушения можно признать несущественными.
Поэтому вопрос о продлении ОПЕК+ решится в переговорах «большой тройки» — Саудовской Аравии, США и России. Если они договорятся о сохранении апрельского (2020 года) соглашения –цена барреля нефти останется на уровне более 40 долларов на долгий срок. А дальше вверх ее смогут двинуть только продолжающаяся безудержная эмиссия долларов США, а также рост мировой экономики. А эти факторы от участников сделки ОПЕК+ не зависят», — полагает аналитик.
Как отмечает эксперт по энергетике Ильхам Шабан, в нынешних условиях коронавируса, когда передвижение во всем мире жестко лимитировано и самолеты летают только внутренними рейсами, а международными могут лететь только грузовые самолеты, данные цены на нефть можно считать приемлемыми.
«Мировой туризм сейчас закрыт, и, скорее всего, летний период для туристических стран будет «сухим», что приведет к падению экономик разных стран, а это повлечет уменьшение потребности к энергоресурсам. К примеру, вот Турция зарабатывала около 30 миллиардов долларов на туризме. Все туристические зоны Турции могут быть заполнены максимум на 10-15%, остальные все будут пустовать, а все это налоги, рабочие места, потребление энергией и так далее, и сейчас всего этого не будет. Таким образом, Турция будет меньше импортировать энергоресурсов, что мы и сейчас наблюдаем», — сказал эксперт.
Он также добавил, что еще большой вопрос, останется ли цена 40 долларов за баррель до конца лета или нет.
«Предпосылок для того, чтобы держать эту планку — нет. Чтобы цена на нефть стала 50 долларов за баррель, должно возрасти потребление мировыми странами. Как говорит министр энергетики России Александр Новак, для начала нефтедобывающим и потребляющим странам нужно избавиться от всех запасов, которые они набрали при низких ценах. Но для того, чтобы опустошить резервы потребление должны быть увеличено, а оно не растет, наоборот уменьшается. Поэтому сейчас ничего точно прогнозировать нельзя», — сказал он, говоря о перспективах роста цен на нефть.
При этом аналитик добавил, что уменьшение добычи нефти не спасает азербайджанскую экономику, так как бюджет страны заложен по 50 долларов за баррель.
«Это на 10 долларов меньше, чем заложено в бюджете, что говорит о том, что доходы меньше прогнозируемых. С одной стороны, цены растут, а с другой — снижается объем добычи, что в целом сказывается на доходах страны в разы», — подытожил эксперт.
Ниджат Гаджиев