С началом пандемии коронавируса и с закрытием границ по всему миру одной из главных проблем Азербайджана стал вопрос мигрантов. Самая большая азербайджанская община в мире находится на территории России, она исчисляется миллионами. Поэтому сразу было понятно, что больше всего проблем будет именно с потоком мигрантов из этой страны.

Несмотря на то, что официальные власти на разных уровнях заявляли и призывали своих граждан в России не ехать на азербайджано-российскую границу, большинство все равно поехали, и это было вполне объяснимо. Во-первых, большая часть людей осталась без работы и возможности выплатить плату за аренду в местах своего проживания. Во-вторых, у многих не было денег на авиаперевозки. В-третьих, была надежда, что государство откроет двери для собственных граждан.

В итоге азербайджанское правительство на уровне первых лиц договорилось решить эту проблему. Азербайджанцам в Дагестане были созданы определенные условия для проживания, сами местные жители тоже оказывали нужную помощь, людям, оказавшимся в сложных условиях. Но, к сожалению, данная история, которая могла завершиться красиво и стать иллюстрацией азербайджано-российских отношений, а также братства азербайджанцев и дагестанцев в итоге была испорчена последними событиями, а именно речь идет о столкновении азербайджанцев с приграничной российской полицией.

В результате конфликта, по данным следственного управления СК РФ по Дагестану, пострадали семеро сотрудников правоохранительных органов. Кроме того, в результате стычки повреждены 5 служебных автомобилей. Исполняющий обязанности главы Дербентского района республики Фуад Шихиев сообщил, что после инцидента задержано 93 гражданина Азербайджана.

СК России начал проверку по факту применения насилия в отношении сотрудников правоохранительных органов.

Как отмечает глава азербайджанской общины в Москве Шамиль Тагиев, на границе скопилось около 700 граждан Азербайджана, которые ждали своей очереди, чтобы вернуться на родину.

«Между президентами России и Азербайджана была достигнута договоренность, по которой каждую неделю границу могут перейти 120 человек. Составлялся список людей, которые должны были пройти границу на этой неделе. Как раз утверждался список 150 граждан, которые должны были перейти границу.

Но каким-то образом данный внутренний список, который составляется на уровне руководящих людей района, был передан находящимся там людям, что вызвало негодование у населения. Так как в нем оказались люди, которые прибыли туда всего 2-3 дня назад. В принципе, людей можно понять, среди них есть такие, кто вот уже полтора-два месяца ждет своей очереди», — рассказывает он.

По мнению Тагиева, данный список был «слит» целенаправленно для того, чтобы вызвать у людей негативную реакцию.

«Так и случилось. Когда люди не нашли свои имена, а вместо этого увидели имена «новобранцев», естественно, начали протестовать. Они вышли на дорогу и направились к зданию оргкомитета, который отвечает за этот список. Когда полиция преградила им путь, некоторые провокаторы, которые раньше тоже появлялись среди толпы, начали провоцировать людей, а сами затем исчезли. На этой агрессивной волне и произошла стычка с полицией. В итоге людей начали отвозить в отделение для выяснения ситуации», — отметил он.

Сразу же после этого события официальные власти Азербайджана отреагировали, и уже утром на месте были сразу несколько официальных лиц Азербайджана. Как утверждают разные источники, на границу прибыли представители МИД, МВД, Оперштаба, Генпрокуратуры. Данный вопрос перешел под личный контроль главы Азербайджана.

Ситуация сложная. С одной стороны, угроза ухудшения азербайджано-российских отношений. С другой – сам Азербайджан так и не смог решить эту проблему в течение двух с половиной месяцев, что вызывает критику власти. При этом, с учетом роста инфицированности в стране, Азербайджан не успевал принять сразу всех граждан, которые скопились на границе.

Комментируя Пресс-клубу “Содружество” сложившуюся ситуацию, политолог Ильгар Велизаде сказал, что пандемия коронавируса повлияла на все, в том числе и на экономические взаимоотношения между странами.

“К примеру, если Азербайджан и Россия планировали расширять товарооброт и экономические отношения, карантин и в целом данная ситуация сильно ударили по этим планам. Кроме того были отменены определенные планы правительства по ряду официальных визитов. Эпидемиологическая ситуация не позволяет говорить о том, когда все будет открыто, и мы сможем вернуться к прежней жизни. Но при этом мы видим, как диалог между странами продолжается, в частности между различными структурами”, – сказал эксперт.

Аналитик также добавил, что Азербайджан за время пандемии получал помощь и закупал у России необходимые медикаменты, шли консультации на уровне премьер-министров по решению острых вопросов и борьбы с коронавирусом.

“Одной из проблем между странами было решение вопросов с людьми, которые скопились на границе, и здесь нужно сказать, что часть этих проблем была вызвана самими этими людьми. Действия правоохранительных органов тоже нельзя считать безупречными. Но если учесть опыт прошлых лет, то Азербайджан и Россия смогут найти решение”, – подчеркивает аналитик.

Велизаде также добавил, что, возможно, кто-то хотел бы в этой ситуации спровоцировать конфликт между странами, но это на самом деле бытовая ситуация, а не политическая и тем более геополитическая.

“Действия правоохранительных органов должны получить соответствующую оценку в России, и здесь должны быть подключены все каналы взаимодействия. Между странами есть двухсторонние межструктурные связи в правовой плоскости. Эти все связи нужно подключить на полную мощность для того, чтобы эту ситуацию отрегулировать. К сожалению, мы видим, что эти каналы неэффективно используются. Для чего в это дело должны подключаться главы государств, если есть отраслевые исполнительные структуры, которые должны реагировать”, – сказал Велизаде.

Политолог также сказал, что в данном случае мы можем говорить о неэффективности местных исполнительных органов, но приписывать это к двусторонним отношениям и говорить о том, что отношения переживают кризис – неправильно.

“Конечно, провокации могут быть, и уже на этом играют определенные силы, которые хотят испортить двусторонние отношения, но это не получится, потому что отношения намного глубже”, – резюмировал эксперт. 

Ниджат Гаджиев

От Гаджиев Ниджат

Политический обозреватель