Вечером 25 августа армянские СМИ облетела информация о том, что участок Шурнух-Кармракар межгосударственной дороги Капан-Горис, ведущей к ирано-армянской границе, уже несколько часов перекрыт азербайджанскими военными. Чуть позже стало известно о том, что закрыт также участок Горис-Воротан. В результате происходящего на дороге застряли товарные фуры, направляющиеся в Иран. 28 августа дорогу открыли, но условия проезда изменились и стали менее комфортными, а впереди установка новых блокпостов на этих участках дороги.

С чего началась блокировка дороги Капан-Горис

Поздним вечером 25 августа появилась информация о том, что силами азербайджанских ВС перекрыты два участка на дороге Капан-Горис. По этой причине оказались заблокированными около 40 машин, из них около 25 пассажирских.

Как известно, после 44-дневной войны некоторые районы близ этих территорий были переданы Азербайджану, а вдоль дороги, ведущей к ним, расположились погранвойска Армении и России. Поэтому реакция армянских и российских военных была незамедлительна: начались переговоры с азербайджанцами. В ходе обсуждения причин блокировки дорог азербайджанская сторона сообщила, что происходящее связано с происшедшим на границе инцидентом. В день блокировки трассы Капан-Горис Госпогранслужба Азербайджана сообщила о ранении военнослужащего Руслана Ширалиева, который находился на территории особого пограничного подразделения «Губадлы». По утверждению азербайджанской стороны, двое армянских военных напали на Ширалиева и ранили его штыком в грудь. Азербайджанская сторона заявила о готовности применить соответствующие симметричные меры, а министерство обороны Армении отрицало причастность к инциденту, более того, считая происшествие ложным.

Вследствие неспособности найти общий язык и разрешить возникшую проблему, азербайджанские военные сохранили присутствие на участке межгосударственной трассы, а застрявшие на них легковые машины удалось вывезти чуть позже при непосредственном участии погранвойск России. Однако фуры, задействованные в привычных ирано-армянских перевозках, остались стоять на перекрытых отрезках дороги, где не смогли проехать также пассажирские автобусы.

Что стоит за блокировкой автомагистрали

Ситуация на приграничной автомагистрали стала повесткой дня на заседании правительства Армении. Премьер-министр Пашинян в своём выступлении сообщил, что предвидел проблемы на участках этой дороги и говорил о них ещё в декабре прошлого года. По словам Пашиняна, он уже тогда указал на необходимость принять политическое решение, за которое он понесёт полную ответственность. Политическим решением армянский премьер называет сдачу Азербайджану некоторых приграничных позиций в Сюнике, в результате чего азербайджанские военные ещё больше приблизились к некоторых населённым пунктам на территории Армении и частично взяли под контроль участок трассы Горис-Капан. Продолжая мысль, Пашинян заявил, что всё упирается в административно-территориальное деление, в котором, как водится, виноваты прежние власти, признавшие ещё в 2010 году азербайджанскими спорные территории на границе. Эти территории по советским картам действительно принадлежали Азербайджану, но за 30 с лишним лет изменились что границы, что сами карты, поэтому не совсем понятно, о чём именно говорит Пашинян.  

В армянских СМИ также муссировалась информация о том, что предыстория нынешней ситуации на перекрытой автомагистрали восходит к тайному документу, который в декабре 2020 года подписал экс-министр обороны Армении Вагаршак Арутюнян. Согласно этому документу, Арутюнян якобы согласился на отвод армянских войск с ключевых территорий страны без какой-либо делимитации.

В свою очередь омбудсмен Армении Арман Татоян заявил, что блокирование дороги Капан-Горис является собственноручно учинённой провокацией. По словам Татояна, из-за действий азербайджанских военных сёла Воротан, Шурнух, Барцраван и часть села Нор Арачадзор оказались отрезаны от других населённых пунктов Армении. В связи с этим жители этих сёл столкнулись с ограничениями передвижения и доступа к продуктам питания и медицинской помощи. Таким образом, имели место массовые нарушения прав человека в Армении: право граждан на свободное передвижение, на доступ к медицинским услугам, безопасную жизнь и т.д.

«Под моим личным руководством была проведена работа по сбору фактов, — сообщил Татоян. — Анализ ситуации показывает, что два участка дороги Горис-Капан закрыты по указанию высшего руководства Азербайджана. Оно несёт прямую ответственность за преступные действия, которые нарушили безопасность людей, их мирную жизнь и покой, привели к напряженности в обществе».

Тем не менее, заявления омбудсмена являются столь же необоснованными, поскольку не состоялось разбирательство самого факта ранения азербайджанского пограничника и выяснения всех обстоятельств, что, в конечном итоге, вылилось в недопонимание и очередное напряжение в отношениях между Баку и Ереваном.

Что изменилось по состоянию на сегодня

Азербайджанская сторона, которой официальный Ереван предложил возможность переговоров, отказалась вести какие-либо дела с представителями Армении, мотивируя это уже упомянутой историей про ранение Ширалиева. При этом служащие азербайджанских ВС изъявили желание общаться с российскими военными.

На фоне всего происходящего активизировался и Иран, с которым у Армении есть давняя история грузовых перевозок. Посольство Ирана в Армении сообщило, что официальный Тегеран надеется на скорейшее разрешение проблемы на дороге Капан-Горис и в Сюникской области в целом:  «К сожалению, в течение последних двух дней мы стали свидетелями того, что из-за недавних событий в Сюникской области было нарушено движение по этой дороге, что создало проблемы не только для нормальной жизни гражданского населения Армении, но и для ряда иранских грузовиков, перевозящих грузы из Ирана в Армению». Представители посольства также отметили, что не теряют надежды на развитие объездных путей вне зависимости от решения внезапно возникшей проблемы. Сегодня такие дороги существуют, но они непригодны для перевозок грузов и пассажиров. Одной из них является дорога через село Татев. Именно по ней за последние дни и были осуществлены некоторые перевозки, но с большим риском, поскольку дорога грунтовая и труднопроходимая для большегрузов.

Вопрос решился на третий день: 27 августа азербайджанские военнослужащие разблокировали автомагистраль, установив вдоль этих участков зигзагообразные бетонные блоки, замедляющие скорость машин, в качестве меры безопасности. В настоящий момент также обсуждается возможность размещения армяно-российской погранзаставы у села Нор Арачадзор.

Действительно ли трёхдневная акция азербайджанцев была ответом на провокацию с Ширалиевым или в Баку преследовали иные цели? Сложно сказать наверняка, однако позиция армянского правительства в свою очередь вызывает немало вопросов у оппозиции.

Так, например, не совсем понятно, почему в разгар событий на границе в НС Армении звучали азербайджанские, а не армянские названия топонимов. Или почему премьер страны, погружаясь в географию местности, говорил о 21 км дороги, по советским картам принадлежащим Азербайджану, а не Армении. Или можно ли говорить о точке в этом деле, если иных объездных дорог к Ирану у Армении попросту нет.

Плюсы на настоящий момент заключены лишь в том, что пока дорога Капан-Горис остаётся открытой для перевозки пассажиров и грузов, а местные жители больше не находятся в блокаде.