Вот уже второй день как в Азербайджане регистрируется рекордное количество заболевших коронавирусом. Если прошлые две-три недели новые случаи инфицирования превышали отметку 300 в день – и это было нормой, то в последние два дня заразившихся ковидом было 438 и 471 соответственно.

В целом, до сегодняшнего дня в Азербайджане выявлено 12 238 фактов заражения коронавирусной инфекцией. Из них 6 516 человек вылечились, 148 – скончались, 5 574 – продолжают лечение в больницах особого режима.

Если же говорить прямым текстом, то диапазон стоит рассматривать как 500-600 ежедневно, с учетом пока незарегистрированных официально или же лечащихся дома. Тенденция в стране никак не идет на уменьшение. Коронавирус медленно, но верно добрался и до эшелонов власти, и сегодня уже официально говорится о том, что есть заболевшие среди работников администрации президента Азербайджана, среди глав исполнительной власти, работников парламента, депутатов и в целом чиновников разного ранга.

Тенденция развития и распространения вируса в стране тревожна. Ситуация, откровенно говоря, тяжелая, а TƏBİB и оперштаб уже сами признают, что «двухдневные локдауны не дали результатов». Более того, они даже в какой-то степени обострили положение дел в стране. Азербайджан и его оперштаб испробовали все методы и тактики борьбы, но, увы, решения порой принимались запоздало, а иногда слишком второпях, а порой и хаотично.

Итог плачевен: «жесткий карантин» вернулся (еще не известно на 2 недели или больше), мест в больницах нет, врачей/специалистов на новые больницы не хватает, медикаментов в аптеках для профилактики тоже мало. Система здравоохранения Азербайджана проигрывает коронавирусу, и отрицать это не имеет смысла.

Для того, чтобы понять, почему азербайджанская система здравоохранения оказалась бессильна перед этим вирусом нужно выявить фундаментальные причины. Изначальные несобранность населения, скептическое отношение к существованию вируса, ослушание указов правительства по медицинским правилам, в том числе это касается ношения масок, дезинфицирующих средств и прочее – это все сыграло, конечно, значительную роль в распространении вируса в таких масштабах. То есть сам народ, его неорганизованность и недоверие всячески помогали коронавирусу.

Все это осложняет борьбу с заболеванием, но нельзя считать, что это является основопологающей проблемой, есть куда более глубинные причины, которые привели к данной ситуации. Начнем с того, что в Азербайджане за время его независимости большое значение здравоохранению не уделялось. Не строилось нужное количество медицинских учреждений с нужной аппаратурой.

Сейчас мы строим модульные больницы, но у нас нет нужного количества врачей. «Здравствуй министерство образования, где наши врачи?». Их нет, и не может быть, так как с самой системой образования все это время происходило то же самое, что и со здравоохранением.

За все это время Азербайджан так и не смог наладить систему медицинского страхования населения, но как ему быть, если нужного количества больниц в регионах нет? Винить Оперштаб или TƏBİB сегодня в Азербайджане модно и выглядит как-то даже умно. Но никто не задумывается над тем, что они пользуются тем материалом, который у них есть, а его не очень много. Нет ни собственных лекарств, ни огромного бюджета, ни налаженной системы здравоохранения, ни нужного количества врачей, ни даже больничных коек и самое главное – опыта действий в таких условиях. Это, конечно, их не оправдывает, но они имеют то, что имеют, а потому подобная ситуация была неизбежна.

Возможно, это все станет для Азербайджана (и не только) уроком о том, как важно уделять больше внимания отечественному здравоохранению. Причем на всех его этапах, начиная от образования и заканчивая сельскими больницами. Скорее так и будет, но этот процесс переосмысления и перезапуска возможен в период постпандемии, а сейчас пока страна борется, как может.

Ниджат Гаджиев 

От Гаджиев Ниджат

Политический обозреватель