Двухнедельный карантин, который принят на территории крупных городов, вынуждает вновь задуматься о том, будет ли правительство коменсировать потери малоимущим семьям и бизнесу.
Изначально, скажем откровенно, программы по поддержке населения и бизнеса на время двухмесячного карантина были не достаточны для того, чтобы восстановить потери. Сейчас карантин вновь вернулся в страну, но вопрос экономической составляющей никто в правительстве не поднимает.
Экономист Натиг Джафарли в беседе с Пресс-клубом «Содружество» сказал, что за все время пандемии финансовые показатели ухудшились и наблюдается снижение ВВП.
«Только по официальным данным уже около 2%, но, я думаю, что намного больше, так как не все аспекты были учтены. Мы видим, как торговый и финансовый балансы ушли в минус впервые с 2016 года. То есть экономические показатели намного ухудшились по сравнению с тем, какие они были до пандемии. Но плюс ко всему ухудшилось и состояние малого и среднего бизнеса. В нашей стране анатомия экономики очень примитивна и очень высока доля «теневой экономики» – мы даже не знаем, сколько точно людей работает», – отметил эксперт.
По его словам, в Азербайджане официально работающих 1,6 миллионов людей, из них более 900 тысяч работает в госсекторе, и они получают свою зарплату, но что касается частного сектора, то там 650 тысяч официально работающих.
«Мы знаем, что люди, которые работают в кафе и ресторанах, не заключают трудовые договора и получают ежедневную плату за свои услуги, а не зарплату. Число таких людей неизвестно, но речь идет о десятке тысяч людей, которые остались без работы и без средств к существованию. Поэтому правительство, когда что-то запрещает, должно научиться платить за это. Эта практика принята во всем мире, правительство должно принимать и юридическую, и финансовую ответственность за свои решения. Но мы этого пока не видим», – добавил Джафарли.
Аналитик также заметил, что дни локдауна в начале месяца на выходных никто не заплатил.
«В чем виноваты кафе и рестораны, которые придерживаются указаний правительства, но при этом теряют финансовые ресурсы? Кто им ответит за то, что у них собрали деньги за аренду, а в выходные дни они не работали и, начиная с воскресенья, они опять 2 недели не будут работать?», – задался вопросом он.
Аналитик также добавил, что правительству стоит также выплатить 190 манатов 600 тысяч людям до первого августа, которые уже зарегистрировались и получили эти деньги во время первого карантина.
«Но, как мы видим, об этом сейчас речи не идет. Стоит принять также расширенную программу помощи бизнесу. Правительство должно понять, что если оно сегодня не поможет бизнесу, то это приведет к потери рабочих мест, уменьшению налоговых поступлений. Иными словами, помогая бизнесу, правительство помогает самому себе. Такого взгляда у наших властей мы не видим, к сожалению», – сказал Джафарли.
Экономист считает, что сейчас властям нужно в срочном порядке решить вопросы арендной платы, что является «очень большой проблемой».
«Я получаю порядка 100-150 обращений в день от разных людей, которые работают в малом и среднем бизнесе. Для них самая большая проблема – это арендная плата и кредиты, которые они взяли для расширения своего дела. Сейчас они не могут платить даже аренду, не говоря уже о процентах. Эти два вопроса правительство должно решить.
Кроме того, до 1 января следующего года надо полностью снять с них налоги, а также предложить им беспроцентное или очень низкое кредитование. Без этого бизнес в стране не выживет», – предлагает аналитик.
По мнению Джафарли, правительство Азербайджана ждет, что вирус исчезнет, или же нефть будет по 70 долларов, и все будет хорошо.
«Не будет этого, нужно уже это понять. Надо всегда подготавливаться к худшему. К сожалению, на сегодня между гражданами и правительством образовалась большая пропасть. Люди уже не верят в те меры, которые принимаются, что еще больше ухудшает ситуацию с распространением вируса. Невозможно сказать человеку сиди дома, когда он не может прокормить семью или заплатить за коммунальные услуги. Он так дома не будет сидеть. Любое решение правительства должно иметь свою финансовую цену», – резюмировал аналитик.
Ниджат Гаджиев