Резкое падение цен на нефть, пандемия и падение экономик региона – все это поставило азербайджанскую экономику, а вместе с ней и ее валюту, в сложное положение. Правительство всеми возможными и невозможными средствами пытается сдержать курс маната и переждать сложный период.
Для начала коммерческие банки ввели временные лимиты на продажу долларов, ограничив таким образом реализацию валюты. Время, предназначенное для покупки долларов, банки сократили до одного часа: с 13.00 до 14.00, создавая тем самым очереди у входа в филиалы. После этого срока людей просят разойтись, чтобы на следующий день все началось сначала.
Но данное решение коммерческих банков, которые, скорее всего, это делали по указу Центрального банка, открыли дорогу «черному рынку», и в столице активизировались уличные спекулянты, торгующие валютой в непосредственной близости от филиалов банков. Что, в целом, понятно, поскольку в ожидании девальвации граждане стремятся избавиться от имеющихся на руках манатов, а банки используют любые способы, чтобы хоть как-то сократить реализацию долларов по установленному Центробанком текущему курсу.
По версии специалистов, действия финансовых структур вызваны дефицитом долларов – Центральный банк не продает им доллары в требуемом количестве по установленному самим же курсу. Таким образом главный банк избегает расходования своих резервов, но пока удерживает курс маната к доллару на прежней отметке.
При этом подобные действия ЦБ еще больше напрягают ситуацию и готовят почву для девальвации. Так, за последнюю неделю на внеочередном валютном аукционе в Центральном банке Азербайджана (ЦБА) с участием Госнефтефонда полностью удовлетворен спрос в объеме 33 млн долларов США, и это на 6,1 млн долларов США или на 22,7% больше, чем на торгах 18 июня. При этом, стоит отметить, все остальные предыдущие недели в стране не наблюдалось понижение спроса на доллар, все поменялось в последнюю неделю.
Другим важным решением Центрального Банка (ЦБА) стало решение снизить учетную ставку с 7,25% до 7%. Согласно информации, нижний порог процентного коридора снижен с 6,75% до 6,5%, верхний – с 8% до 7,5%.
В условиях кризиса и нужды бизнеса перекредитоваться понижение учетной ставки может сыграть положительную роль, но проблема в том, что сегодня ни предприниматели, ни сами банки не хотят рисковать брать и давать кредиты. Но на 1 июня текущего года кредитование банков Азербайджана составило 14,36 млрд манатов, это на 1 млрд 499,6 млн манатов или на 11,7% больше, чем годом ранее. Однако объем кредитных вложений сократился в месячном сравнении на 2,6%, с началом года – 3,6%.
Но не кредиты волнуют правительство, а стабильность курса маната. Новое абсурдное решение, которое принял ЦБ – это то, что покупатели больше 500 долларов должны указывать происхождение своих денег, а также писать о том, для каких целей они берут эту валюту. В ряде случаев в банках уже сталкивались с сопротивлением покупателей, которые просто в издевательской форме отвечали на эти глупые вопросы.
Хаотичное поведение самого ЦБА вызывает давление на валюту. Тем не менее, можно точно сказать, что веры у населения в собственную валюту не осталось, и люди пытаются держать свои сбережения в инвалюте, причем даже не в банках, а под «подушкой», что ставит банковскую систему Азербайджана в неловкое положение.
«В ближайшие 2-3 месяца, если не будет никакой экстренной ситуации, я не ожидаю девальвацию маната. В нынешних условиях девальвация обострит социальное положение население, и это не соответствует интересам этого правительства. Также можно считать, что цены на нефть немного отыграли свои позиции и сейчас составляют более 40 долларов. Что, в целом, если не будет каких-либо фундаментальных изменений, позволит правительству держать данный курс до конца этого года», – сказал экономист Рашад Гасанов.
Ниджат Гаджиев