Итак, событие, о котором так много говорили, писали и спорили в последнее время в Грузии свершилось – Парламент страны накануне утвердил в третьем чтении конституционные поправки, касающиеся изменений в избирательной системе. Поправки уже подписала и президент страны С. Зурабишвили. Напомним, что парламентские выборы в Грузии должны состоятся 31 октября 2020 года.
Согласно этим изменениям, из 150 мест в парламенте 120 будут распределены между партиями, набравшими более 1% голосов, или между блоками, которые смогут получить как минимум столько процентов голосов, сколько субъектов входит в этот блок. Остальные места будут распределены между победителями в 30 одномандатных округах. Экс-президент нашей страны, находящийся на госслужбе в соседней суверенной державе, призвал оппозицию выступить единым избирательным списком, но не добился понимания среди лидеров оппозиции.
Среди последних более всего предложение беглого президента не понравилось основателям новой политической партии под названием «Лело». Бывшие банкиры, а ныне общественные деятели сразу рассчитали, что под прицелом окажутся их деньги, которые придется распределять между всеми кандидатами. А они-то считать умеют, особенно когда дело касается процентов.
Кстати, их представитель на недавнем брифинге вновь напомнил общественности, что «антинародная и продажная власть» в лице нынешней правящей партии, не позволив им построить глубоководный порт вблизи Анаклии, тем самым дала возможность российским инвесторам завершить строительство аналогичного объекта в Керчи.
Анаклия – это местечко на Западе Грузии, вблизи административной границы с самопровозглашенной Абхазией, где несколько лет тому назад было начато строительство глубоководного порта. Шесть лет назад обязательство построить этот глубоководный порт перед правительством страны взял на себя «Консорциум развития Анаклии», одним из главных учредителей которой стал банк TBC Holding, руководимый бизнесменом, а ныне лидером партии «Лело» М. Хазарадзе.
Так за что же правительство решило расторгнуть соглашение с вышеназванным консорциумом? «Консорциум не сумел привлечь $ 120 млн от потенциальных инвесторов в качестве собственного капитала, не представил оформленные с международными банками соглашения на сумму $ 400 млн о выделении кредита, а также не представил подписанные контракты с оператором порта и строительными компаниями», – так было сказано в пресс-релизе Министерства регионального развития Грузии. Но из чисто финансовой плоскости это дело у нас сразу же было переведено в сферу высокой политики и были сделаны «глубокомысленные выводы». Как видим, игры вокруг этой темы продолжаются до сих пор.
Но вернемся к главной теме – конституционным изменениям. Фракции оппозиционных партий «Европейская Грузия» и « Национальное движение» хоть и поддерживают поправки, однако не приняли участия в голосовании, так как требуют освобождения из-под стражи соучредителя одной из оппозиционных телекомпаний Г. Руруа, который был арестован в ноябре по обвинению в незаконном хранении и ношении оружия. Несмотря на явный уголовный характер этого дела, оппозиция считает его «политическим узником кровавого режима».
Освободить Руруа власти Грузии несколько раз призывали конгрессмены и сенаторы США. Вместе с тем посол Германии в Грузии Хуберт Книрш недавно заявил, что «Георгий Руруа не упоминается в соглашении от 8 марта, это абсолютно ясно, и каждый может это прочитать». Оппозиция ответила на это заявление господина Книрша резкой критикой. Власти страны вынуждены были выступить со специальным заявлением, в котором принесли послу Германии извинения. «Все должны хорошо осознать, что послы представляют свои собственные государства в нашей стране, соответственно нападки на них являются оскорблением этих государств», – говорится в заявлении Министерства иностранных дел Грузии.
А между тем, несомненной заслугой нынешней власти, сумевшей организовать и направить усилия всех служб и ведомств страны на борьбу с коронавирусом, является создавшаяся у нас несравнимо более благоприятная эпидемиологическая ситуация, чем, скажем, у соседей по региону. Грузия вошла в список «безопасных стран», граждане которых смогут въезжать в Европейский Союз с 1 июля. Согласно рекомендации Совета ЕС, такой шаг должен быть двусторонним, и правительству Грузии тоже придется открыть свои границы для путешественников из европейских стран.
На это и рассчитывают наши туроператоры, хотя международные авиарейсы пока отложены до конца текущего месяца.
Валерий Чхартишвили