Накануне Армения отмечала День Конституции. При этом символично, что эту дату республика встречает в конституционном кризисе. Причиной которого стали изменения конституционных норм властями с целью обеспечить подконтрольный себе Конституционный суд.

Новая конституция в 2021 году

В своем поздравительном послании по случаю Дня Конституции, премьер-министр Никол Пашинян больше говорил о проблемах, чем о самом празднике. “Необходимо честно констатировать, что хотя мы все понимаем важность Конституции в становлении государства, регулировании общественных и государственных отношений, этот государственный праздник содержит в себе какую-то половинчатость, ему недостает полноценности.

В истории Третьей Республики Армения три раза официально было зафиксировано, что народ посредством референдума принял Конституцию или конституционные изменения. Однако результаты ни одного из этих референдумов не признаются обществом заслуживающими доверия. Решение о принятии или изменении Конституции граждане Армении не считали своим, также не считали своей принятую в результате этих решений Конституцию”, – говорилось в заявлении.

И в этом же послании глава правительства сообщил, что власти планируют в 2021 году вынести на референдум проект новой конституции. “И хотя моя позиция заключалась в том, что частые изменения Конституции подвергают государственную систему неуместному стрессу, постоянные изменения в Конституции приводят к неопределенности, осознание упомянутых в предыдущем абзаце обстоятельств привело меня к заключению, что нашей стране нужна новая Конституция, которая утвердит зиждущийся на воле граждан, исходящий из воли граждан государственный строй в Армении.

Соответственно, новая Конституция должна создаваться не по вкусу и нраву конкретного человека, отдельных лиц, политических сил или групп, не с целью обеспечения воспроизводства какой-либо власти, а должна решать стратегический вопрос выражения воли граждан иметь государственный строй и государство. Этот процесс уже начался, надеемся, что создание проекта новой Конституции пройдет при максимально широком общественном обсуждении, и по свободному волеизъявлению народа новая Конституция будет принята на референдуме в 2021 году”, – заявил Пашинян.

Следует отметить, что о необходимости принятия новой конституции глава правительства заявил и в середине июня, в ходе заседания специализированной комиссии по конституционным реформам. “Нам необходимо не только произвести конституционные изменения, нам дэ-юре нужна новая Конституция… Я пришел к убеждению, что нет политической необходимости менять Конституцию, а есть государственная необходимость принятия новой Конституции”, – заявил премьер.

Странная позиция президента

С посланием ко Дню Конституции выступил и президент Армении Армен Саркисян. “От нас требуются максимальные усилия и ответственность, дисциплина и бдительность, чтобы достойно преодолеть вызовы и двигаться вперёд. Мы обязаны быть осмотрительными, сплочёнными и предприимчивыми, чтобы иметь и передать завтрашним поколениям стабильную и развитую страну в виде сильного государства, солидарной и терпимой общественности, невредимых государственных символов: флага, герба, гимна, составляющей основу развития государства и национального единства Конституции – как мощную и во всех аспектах здоровую Армению”,- говорилось в его послании.

Слова президента про конституции разительно отличались от его шагов по защите основного закона страны от нарушений, допущенных действующими властями в их борьбе за взятие Конституционного суда под контроль. И на фоне безропотной поддержки Арменом Саркисяном действий Никола Пашиняна и правящего блока “Мой шаг” по изменению Конституции и ряда конституционных законов, ограничению и так маленьких президентских полномочий, довольно странным выглядел отказ президента подписать закон о внесении изменений и дополнений в конституционный закон “О Конституционном суде” и в смежный закон. Об этом Армен Саркисян проинформировал 30 июня спикера Национального собрания Арарата Мирозяна.

Согласно Конституции, президент в течении 21-дневного срока имеет право обратиться в Конституционный суд по вопросу определения соответствия закона Конституции. Если Армен Саркксян не подпишет и не отправит закон в КС, то президент не выполняет установленные требования, спикер парламента имеет право в пятидневный срок сам подписать и опубликовать закон.

Как считают многие эксперты и оппозиционные политики, отказ президента лично подписать эти законы обусловлен нежеланием в будущем быть привлеченным к уголовной ответственности за “свержение конституционного строя”. По их мнению, именно поэтому Армен Саркисян подписал 24 июня принятые парламентом поправки в регламент Национального собрания, разрешающие не направлять ему на подпись утвержденный законодательным органом проект конституционных изменений. И если сейчас президент в 21-дневний срок не подпишет закон и не отправит его на рассмотрение КС, то это будет свидетельством закулисных договоренностей Армена Саркисяна с командой Пшаиняна.

В свою очередь депутаты от правящего большинства утверждают, что нет никаких закулисных договоренностей с Арменом Саркисяном по поводу не обращения в КС. И отмечают, что отказ президента подписать закон стал для них неожиданностью. “Я не могу ответить за него. По крайней мере, на уровне фракций не было никаких обсуждений, договоренности. Следовательно, мы тоже будем ждать. Если этот срок истечет, и президент республики не подпишет закон и не обратится в Конституционный суд, естественно, председатель Национального собрания в рамках предоставленных ему Конституцией полномочий выполнит свою функцию”, – заявил Радио Азатутюн депутат от правящего “Моего шага” Сисак Габриелян.

Неясная ситуация с Конституционным судом

Без подписи президента властям теперь невозможно быстро провести выборы новых судей КС. А с учетом того, что двое судей КС ушли в отпуск, возникли сложности с работой суда. А ведь скоро КС должен рассмотреть вопрос соответствия Конституции статьи 300.1 Уголовного кодекса, по которой обвинения предъявлены экс-президенту Роберту Кочаряну.

Сейчас власти пытаются отсрочить рассмотрение дела, дабы успеть провести выборы новых судей КС. С этой целью представитель парламента в КС представил ходатайство с просьбой отложить назначенное на 7 июля рассмотрение данного дела. И предоставить парламенту перевод на армянский язык консультативных мнений Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) и Венецианской комиссии по делу Кочаряна, а также разумный срок для ознакомления с этими мнениями.

В свою очередь полиция не разрешила 3 июля судье КС Гранту Назаряну пройти в здание Конституционного суда. Обосновав это тем, что согласно поправкам в Конституцию, его полномочия прекращены.

На этом фоне оппозиционная фракция “Процветающая Армения” в КС, дабы рассмотреть соответствие Конституции принятые властями поправки к Конституции, которыми прекращаются полномочия трех судей КС, а Грайр Товмасян лишается должности председателя КС. Помимо этого, “Процветающая Армения” вместе с партиями АРФ “Дашнакцутюн” и “Родина” подала в Генеральную прокуратуру сообщение о преступлении. Оппозиционные партии утверждают, что своими действиями законодательная и исполнительная власть нарушили Конституцию, узурпировали полномочия Конституционного суда.

Экспертное мнение

Научный сотрудник Института Кавказа Грант Микаелян в беседе с Пресс-клубом “Содружество” прокомментировал развитие вокруг Конституционного суда. “Насчет КС здесь есть 2 компонента, 2 аспекта. Один правовой, который очень сомнительный, но я его комментировать не буду, потому что я не специалист. И второй аспект – политический. Он заключается в следующем – власти видят , что на фоне экономических трудностей и прочих проблем их ситуация ухудшается, недовольство растет, и поэтому они пытаются, так сказать, зачистить тылы, перед тем, когда эти проблемы станут более осязаемыми и начнут принимать политический характер. Это понятно. Поэтому они ускорили разрешение ситуации с КС.

Мы также увидели чистки и замену руководящих лиц в силовых ведомствах и привод туда максимально лояльных лиц, и, как следствие, мы видим, что власть вот таким образом подготовилась к возможным проблемам. И это проявление мы видим уже на улице, видим те же самые разгоны акций протеста”, – заявил он.

При этом эксперт не считает, что намечающийся союз между тремя партиями: “Процветающая Армения”, АРФ “Дашнакцутюн” и “Родина”, может создать для властей серьезную проблему. “Эти партии не могут представлять для власти серьезную угрозу. Возможно, в течение полугода-года или другого периода времени что-то изменится, и эти партии станут теми, кто представляет угрозу для власти, но на данный момент они таковыми не являются”, – заявил Микаелян.

Айк Халатян

От Халатян Айк

Политический обозреватель