В Грузии состоялись выборы в органы местного самоуправления, об их итогах корреспондент пресс-клуба «Джейран медиа» побеседовал с ученым-исследователем, лектором Тбилисского государственного университета Арчилом Сихарулидзе.
— Согласно первичным подсчётам, лидирует Грузинская мечта, тем не менее правящая партия уступила ряд крупных городов, и там будет назначен второй тур голосования на пост мэра города в Тбилиси, Кутаиси и Батуми. Как Вы думаете, почему Мечте всё же не удалось одержать убедительную победу?
— Причина того, что второй тур будет проведен в больших городах, заключается в усталости населения от Грузинской мечты. Грузинская мечта очень долго находится у власти. Несмотря на то, что многие не хотят видеть ЕНД, люди устали и от правительства и хотят новизны, обновления. Исходя из этого, второй тур будет проведен. Самое интересное – это результаты второго тура. Скорее всего, Грузинская мечта сумеет победить в этих городах, потому что оппозиционный электорат всегда очень активный, и он проголосовал по максимуму, а люди, не голосовавшие за Грузинскую Мечту, по тем или иным причинам будут голосовать за нее. Поэтому я уверен, что Грузинская мечта победит как минимум в Тбилиси.
— Буквально за день до выборов третий президент Грузии Михаил Саакашвили снял ряд видеообращений из Батуми о своем возврате в страну, где призвал народ Грузии сплотиться и пойти на выборы. Как, по Вашему мнению, повлиял его визит на распределение голосов и стал ли его возврат неким спасательным кругом для ЕНД или, наоборот, еще больше усугубил положение оппозиции?
— Приезд Михаила Саакашвили, безусловно, повлиял на избирательный процесс. Больше людей, скорее всего, его приверженцев, пришли на выборы. Однако не надо преувеличивать. Также очень многие вышли и против него. Лично я знаю случаи, когда люди не собирались идти на выборы, но из-за его приезда пошли и проголосовали против, против его партии. Ожидать каких-то других факторов от Саакашвили не следует. Его приезд внес лепту, но она была небольшая. Более того, он повлиял на то, что многие проголосовали за Грузинскую Мечту.
— Как Вы считаете, насколько прозрачно и демократично были проведены эти выборы, ведь по данным ЦИК было зафиксировано порядка 366 нарушений, что на порядок больше нарушений, выявленных во время парламентских выборов в 2020 году. Европейские коллеги и международные наблюдатели говорят о полном соответствии выборов с соблюдением прав человека и демократизации, так ли это на самом и что ждать от второго раунда выборов, насколько напряженными и фальсифицированными они будут?
— В Грузии показателем демократических выборов являются наблюдатели, сам процесс на избирательных участках. Я считаю, что местные выборы были очень спокойными и очень прозрачными, учитывая то, что происходило на парламентских выборах. Второй тур парламентских выборов был очень похож на муниципальные выборы, когда никаких наблюдателей, агитаторов на местах не было. Все было спокойно и мирно. Поэтому, я считаю, что эти выборы были абсолютно спокойными, — несмотря на те правонарушения, о которых говорится,— демократическими, и в целом мнение народа было отражено.
— Мы часто слышим разговоры о политической поляризации грузинского общества, при этом явка на выборах — менее половины. Можно ли сказать, что поляризация наблюдается лишь между Мечтой и её сторонниками, с одной стороны, и ЕНД его свитой — с другой, и оба полюса делают всё возможное, чтобы убедить аполитически настроенных граждан в масштабной поляризации общества?
— В стране есть поляризация. Люди нервничают, люди недовольны, люди желают перемен, но это не означает то, что люди готовы идти на баррикады и драться за свою цель. Более того, люди не готовы драться за свои политические взгляды. Население Грузии устало от всего этого, поэтому поляризация, безусловно, есть, но это не поляризация того уровня, о котором говорит, например, политическая оппозиция. Это не поляризация уровня революции, это поляризация уровня усталости и желания лучшей жизни.