Азербайджан нацелен на привлечение в свою страну иностранных инвесторов. Но, как известно, иностранные инвесторы без каких-либо гарантий не идут. Либо они приходят из-за госгарантий, либо они идут в те страны, где уверенны в судебной системе, что обеспечит гарантии их инвестициям. Иными словами, экономика любой страны начинается с независимой судебной системы, без нее все экономические реформы – это ни о чем.

Азербайджан тоже начал приводить свою судебно-правовую систему в порядок, но из-за пандемии этот процесс значительно замедлился. Тем не менее, борьба с коррупцией на всех уровнях идет, теперь осталось сделать следующий шаг – создать независимую судебную систему и привести в порядок налоговую базу для иностранных инвесторов. 

В эти дни Азербайджан взял кредит в размере 50 миллионов долларов у Всемирного Банка для осуществления юридических реформ. Как объясняет Пресс-клубу «Содружество» экономист Натиг Джафарли, подобные кредиты Всемирный Банк выдает на очень выгодных условиях.

«Проблема не в том, что эти 50 миллионов можно было бы взять или нет. Это не первый и даже не последний кредит для институциональных реформ. Кроме этого, Азербайджан получает также и гранты от Совета Европы и ЕС для того, чтобы провести эти реформы», – сказал экономист.

По его словам, азербайджанские власти в последнее время все больше говорят о том, что они делают реформы, и поэтому они намерены привлечь ещё больше иностранных инвестиций, но один из главных компонентов того, чтобы иностранные инвесторы чувствовали себя хорошо, это судебная власть, которая должна быть независимой и прозрачной.

«Только в этом случае инвесторы оказывают доверие той или иной стране. В Азербайджане с этим не очень все хорошо, и для того, чтобы вести институциональные реформы, власти ведут переговоры с разными международными финансовыми структурами, в том числе и Всемирным Банком», – добавил аналитик.

Джафарли также добавил, что на сегодня, к сожалению, кроме каких-то заявлений со стороны властей, действий в этом вопросе мы не видели.

«Реформы преподнесли как создание юридического совета судов, но дальше этого мы больше ничего не увидели. Дальше говорили о том, что будут экономические суды, но это решение тоже буксует, и нет реальной отдачи. Ее и не стоит ожидать. Невозможно в отдельной сфере создать прозрачную систему, а в других отраслях реформ не проводить, потому что очень часто проблемы возникают не между самим бизнесом, очень часто бизнес страдает от разных государственных органов местного и республиканского уровня.

Без прозрачной судебной системы ни в одной стране мира не удалось провести ни одни экономические реформы с хорошими результатами. В Сингапуре, Южной Корее, Тайване, Чили и в любой стране, где в последние 50 лет проводились сильные экономические реформы, первым делом реформировали судебную систему», – подчеркнул аналитик.

Говоря же о том, почему в условиях кризиса власти Азербайджана не принимают расширенную программу по поддержке бизнеса, аналитик сказал, что власти ничего не предпринимают, так как они понимают, что средний и большой бизнес принадлежит определенным чиновникам и зачем им помогать, если правительство годами закрывало глаза на их действия?

«Теперь пусть они со своего кармана платят в трудное для страны время. Мелкий же бизнес настолько ничтожен в общей экономике страны, что правительство его вообще не видит. В той же Германии экономика держится на 65% за счет среднего и мелкого бизнеса, а у нас бюджетные формирования – даже 6-7% не держится на малом и среднем бизнесе. Это большая ошибка и проблема для экономики страны», – сказал он.

Джафарли добавил, что правительство не считает нужным помогать малому бизнесу, хотя основная часть законной и незаконной рабочей силы составляет именно малый и средний бизнес.

«Кстати, мы сейчас не знаем, какая реальная безработица в стране. В марте месяце официально было объявлено 90,700 человек официально безработных, а пришлось платить пособие по безработице 600 тысячам гражданам страны. Получилось, что в шесть раз реальное положение хуже официальных показателей. Это с учетом того, что еще десятку тысяч людей было отказано в этих деньгах, потому что был лимит.

С другой стороны, по мнению эксперта, любые вливания денег в экономику, автоматически будут превращаться в валюту.

«Манатная помощь бизнесу будет конвертирована в валюту, чтобы амортизировать потери от будущей девальвации. Поэтому наши банки не раздают бизнес-кредиты по низким ставкам. Велико ожидание девальвации, поэтому все сразу пойдут менять деньги на валюту», – резюмировал Джафарли.  

Ниджат Гаджиев

От Гаджиев Ниджат

Политический обозреватель