На фоне ситуации в регионе – обострения военных операций на армяно-азербайджанской границе, все разговоры о коронавирусе и положении дел вокруг этой темы сошли с повестки дня. И это понятно – вирус вирусом, а у боевых действий есть свои условия и реалии.

Тем не менее, за последние три дня в Азербайджане статистика заражаемости и инфицированности вновь обрела положительный характер. Так, за сегодня Азербайджан побил рекорд по числу излеченных. Как сообщает Оперативный штаб по борьбе с коронавирусом при Кабинете министров, на сегодня было выявлено 497 новых случаев заражения ковидом, а 645 пациентов вылечились и были выписаны домой.

До сегодняшнего дня в Азербайджане выявлено 27 133 факта заражения коронавирусной инфекцией. 18 450 человек полностью выздоровели и были выписаны из больниц, 349 человек скончались. Лечение 8 334 пациентов продолжается в больницах особого режима.

В целом, положительная динамика наблюдается уже на протяжении последних трех дней: так, за это время статистика была 471 против 549 пациентов и 493 против 561. Если верить официальной статистике, то сейчас в Азербайджане с большой скоростью начался обратный процесс, что наблюдалось до введения повторного режима карантина.

Кстати говоря, сам карантин с его определенным смягчением продлили еще на две недели (более подробно о новых правилах можно ознакомиться здесь). Решение о продлении карантина правительству далось не легко, так как экономическая ситуация в стране остается крайне тяжелой, близкой к катастрофической.

Мало было проблем из-за падения цен на энергоресурсы и потерянного года для туризма, так режим карантина в летний сезон добил последние шансы и надежды развития хотя бы внутреннего туризма. В эти жаркие дни азербайджанцы не могут пойти даже на пляж, что ухудшает ситуацию всего бизнеса, который надеялся на летний сезон. Большинство региональных объектов работает именно в летний сезон и живет остальную часть года на деньги, которые были накоплены именно летом.

Тем не менее решение правительства по продлению режима карантина можно понять. Оно было принято в последний момент, когда практически весь город жаловался на болезнь, а правительство официально заявляло о том, что у него нет больничных коек и врачей. Правительство смогло взять ситуацию под контроль в последний момент с тем условием, что какая-то часть населения будет лечиться дома. Поэтому продление режима карантина еще на две недели вполне объяснимо.

С другой стороны – это экономика. Уже сейчас власти должны подготовить план и стратегию, как выйти из экономического коллапса. При этом происходит ухудшение настроений экономически уязвимого населения.

Если еще в первое время ситуация была терпима, то сейчас массовое недовольство из-за карантинных мер выросло в разы. Тут также сказывается влияние ситуации в окружающих Азербайджан стран. К примеру, в Турции, России, Иране, Грузии, а также и в других странах мира, несмотря даже на более худшее положение дел, режим карантина где-то частично, а где-то полностью снят. Что вызывает недоразумение среди азербайджанцев, которые справедливо задаются вопросами: а там коронавируса нет?

Безусловно, что есть и в соседних странах, есть и в западных странах, есть и восточных. Но большинство стран, которые сняли ограничения, такие как Россия, Турция, Иран или же западные страны, в отличие от Азербайджана имеют более мощную и разветвленную систему здравоохранения, где проблем с больничными койками, количеством медперсонала, нехваткой медикаментов нет.

Скорее всего, сейчас правительство доведет количество заражений вновь до двухзначного числа и только потом начнет вновь открывать страну, – иного выхода из ситуации нет. Если в Турции, России и других странах выбор сделан в пользу экономики с упором на усиленную работу системы здравоохранения, то в Азербайджане – в пользу приостановления инфицированности. Отдельная тема – это то, что сейчас во многих странах, даже несмотря на отсутствие карантина, инфицированность падает. Видимо, азербайджанскому оперштабу есть чему поучиться у своих иностранных коллег.

Ниджат Гаджиев 

От Гаджиев Ниджат

Политический обозреватель