1 октября стало известно, что АО «Промышленная компания» передало правительству Армении 15% акций крупнейшего налогоплательщика страны — Зангезурского медно-молибденового комбината (ЗММК). Кабмин таким решением доволен и заявляет о взаимовыгодном сотрудничестве власти и бизнеса, а эксперты сходятся во мнении, что сделка состоялась в силу политических договоренностей.

История ЗММК и его роль в армянской экономике

Медно-молибденовое месторождение в Сюникской области Армении, близ г. Каджаран, считается одним из самых крупных месторождений молибдена в мире, а на территории Армении и бывшего СССР и вовсе самым крупным. Ещё в советское время, с середины 50-х прошлого века, месторождение эксплуатируется Зангезурским медно-молибденовым комбинатом. Запасы руды на территории ЗММК на сегодняшний день оценивают в более чем 1 млрд тонн, которые должны обеспечить бесперебойную работу комбината примерно на 150 лет.

ЗММК не только крупнейшее промышленное предприятие страны, широко известное на территории бывшего Союза, но и лидер в области выплаты налогов в армянский госбюджет. Так, в 2020 году комбинат занимал третью строчку в десятке крупных налогоплательщиков, выплатив около 42 млрд драмов, или 81 млн долларов. По итогам первого полугодия 2021 года комбинат поднялся ещё на одну строчку вверх, заняв второе место. Ежегодно ЗММК добывает на Каджаранском руднике около 22 миллионов тонн руды, затем производя концентраты меди и молибдена.

Шаг третий: увеличение налогов

Летом 2021-го, спустя месяц после всенародных выборов, власти заявили о своём решении повысить налогообложение металлических рудников, приняв соответствующий законопроект. По решению правительства, установлена пошлина, непосредственно зависящая от цены продажи руды. До принятия нового закона, металлические рудники Армении облагались ройалти, который рассчитывался по формуле, производной от прибыли компании. При этом экспорт горнорудных компаний занимает около 40% в общем экспорте Армении, а их общие налоговые выплаты – всего 5%. Вероятно, именно эти подсчёты и подстегнули правительство повысить налоговые выплаты рудников.

Член политического блока «Армения», бывший директор ЗММК и экс-губернатор Сюникской области Ваге Акопян по горячим следам высказался о том, что подобное решение станет губительным для горнорудного бизнеса. Он считает, что рудники и так едва выдерживают налоги, а отбирать у них дополнительные деньги в бюджет – значит развалить экономику страны, нанеся ущерб одной из ключевых для Армении отраслей. По мнению Акопяна, в этом решении лежат определённые глубинные процессы, особенно учитывая, что подобный закон абсурден в стране, где нет выплавки чистых металлов. Так, в России принят аналогичный законопроект, но, во-первых, он действует временно (1 августа-31 декабря 2021 г.), а во–вторых, у рудников в России есть выбор: продать концентрат за рубеж или на выплавку внутри страны. В Армении же выплавки чистых металлов нет, поэтому решение властей выглядит странным и непонятным.

Шаг второй: аресты и задержания на ЗММК

Параллельно с повышением налогов правительство Армении в середине лета предпринимает гонения на руководство Зангезурского комбината и его работу. 13 июля на официальном сайте ЗММК появилось сообщение о том, что Комитет госдоходов РА без каких-либо оснований препятствует экспорту компанией медного концентрата и ферромолибдена. В результате этого компании пришлось выгрузить обратно 140 000 кг ферромолибдена и также приостановить экспорт медного концентрата, загруженного в 75 вагонов для транспортировки, до разрешения Комитета госдоходов, несмотря на все требования закона по платежам. Затем на комбинате начались обыски и задержания руководящих лиц силовыми структурами.

Как известно, нет дыма без огня, поэтому назвать эти события неожиданными сложно. Ведь ещё незадолго до выборов армянский премьер Пашинян предупреждал руководство комбината о том, что они «перешли красную линию». Под красной линией премьер подразумевал слухи, согласно которым, администрация компания приказала своим сотрудникам игнорировать предвыборные митинги Пашиняна и не посещать их. Премьер призвал тогда  «всех коррумпированных чиновников», которые владеют частью комбината, спокойно дожидаться приговора и сообщил, что в ЗММК сформированы группы сотрудников, которые уже выразили готовность начать забастовку и тем самым выразить свой протест. Руководство Зангезурского комбината в ответ призвало Пашиняна не втягивать их предвыборные скандалы, при этом нарушая Конституцию и действующее законодательство, согласно которым прямые угрозы, а также вмешательство в дела предприятия не являются законными.

Однако Пашинян пообещал отнять у комбината «долю» народа и вернуть её населению.

Шаг третий: продажа и передача акций ЗММК

Уже летом стало понятно, что в самое ближайшее время на комбинате ожидается передел собственности, но всё повернулось ещё интереснее.

1 октября СМИ облетела информация, что АО «Промышленная компания» передало правительству Армении 15% акций Зангезурского комбината. Однако это событие предваряло другое. 30 сентября та же АО «Промышленная компания», являющаяся дочерней организацией российской группы компаний «ГеоПромайнинг» (ГМП), приобрела 60% акций комбината. Именно из них 25% (то есть 15% всего пакета акций ЗММК) было передано правительству Армении. Напомним, что ГМП также владеет Соткским золоторудным и Агаракским медно-молибденовым месторождениями, Араратской золотоизвлекательной фабрикой и намерено построить в Армении новый медеплавильный завод.

Вице-премьер Армении Сурен Папикян в ответ поблагодарил руководство «Промышленной компании» и заявил, что армянское общество теперь стало совладельцем одного из крупнейших промышленных активов страны. Другими словами, премьер Пашинян, пообещавший народу «вернуть его долю», своё обещание выполнил. Однако нельзя сказать, что это решение было сделано в угоду народу и устроило сотрудников комбината, где начались протесты и забастовки.

Лидер политического блока «Армения», второй президент Армении Роберт Кочарян назвал сделку о передаче части акций ЗММК властям «самой тёмной». По его словам, эта сделка является высшим пилотажем коррупции и ни чем иным, как «входом в долю в управление самого крупного в стране актива».

Кочарян считает непонятной и абсурдной передачу акций комбината в управление аппарата премьер-министра, который не обладает ни потенциалом, ни ресурсами для этого.

Единственным положительным моментом этой сделки можно было бы назвать прибыль, которая потенциально теперь должна переходить в госбюджет Армении. Для комбината же плюсом должно стать то, что правительство отныне будет выплачивать долги комбината наряду с другими акционерами.  

Однако министр финансов Армении Тигран Хачатрян поспешил разочаровать общественность, заявив, что правительство Армении как акционер ЗММК не несёт никаких обязательств по обслуживанию долгов предприятия.

«Зангезурский медно-молибденовый комбинат является самостоятельным юридическим лицом со своими обязательствами, он не связан с правительством. Следовательно, эта организация должна выполнять свои обязательства перед третьими лицами, как и все юридические лица – отдельно и самостоятельно», — сказал министр. При этом Хачатрян заявил, что экономические дивиденды, получаемые в результате деятельности комбината, должны быть направлены на благо народа Армении. Например, на реализацию определённых общественно-значимых программ. Правда, каких — министр, судя по всему, ещё не придумал, но доподлинно не известно, какие новости, связанные с комбинатом, ждут жителей Армении в ближайшее время. На комбинате сменились не только акционеры, но и руководящие лица, поэтому перемены только начинаются.

От Кочарян Тигран

Аналитик, медиаэксперт