Интересная, если не сказать трагикомическая ситуация сложилась на днях в Грузии вокруг застарелого финансово-экономического спора. Конфликт между американской компанией Frontera и грузинской стороной, которую представляли Государственная корпорация нефти и газа и Государственное агентство нефти и газа, разгорелся несколько лет тому назад из-за невыполнения американской стороной своих обязательств.

Грузины потребовали вернуть территории, которые Frontera не использует для разведки и добычи нефти. Спорным был и вопрос долевого распределения продукции контракта при добыче нефти. Кроме того, как выяснилось, американская компания месяцами не выплачивала зарплату нанятым в нашей стране сотрудникам. Они даже вынуждены были устраивать акции протеста. В телевизионных интервью сотрудники, оставшиеся без зарплат, рассказывали о бедственном положении (один из них, по словам коллег, даже вынужден был пойти на суицид).   

Дело рассматривалось в Международном арбитражном суде в Стокгольме. Суд вынес вердикт в пользу грузинской стороны, после чего наше министерство экономики и устойчивого развития заявило, что разрывает контракт с американской компанией. Но вот на днях перед общественностью предстала министр экономики Натия Турнава и заявила на пресс-конференции, что правительство приняло компромиссное решение.

«Правительство Грузии приняло решение не расторгать полностью контракт с американской компанией Frontera, дать возможность компании продолжать работу в той части территории, где велись работы еще в советский период. Речь идет о примерно 1% контрактной территории, так как остальные 99% компания уже вернула государству по решению арбитражного суда», — говорится в пресс-релизе министерства экономики Грузии.

В этой связи возникает вопрос: как принимаются важные решения, чем руководствуются высшие должностные лица, принимая решения, от которых зависят судьбы тысяч людей? В данном конкретном случае, как думается, важным фактором были не столько крайне критические и, прямо скажем, не совсем адекватные замечания и комментарии нашей внутренней т.н. системной оппозиции. Оппоненты нынешней власти обвиняли правительство в сознательном и целенаправленном преследовании иностранных инвесторов и в желании загнать страну в международную изоляцию.

Тут, скорее всего, решающим фактором стало то давление, которое было оказано на наше правительство со стороны американских сенаторов и конгрессменов, которые в течении нескольких месяцев слали письма с критикой в адрес правительства независимой и суверенной страны и лично премьера Г. Гахария. Они обвиняли грузинское правительство «в дискриминации американских инвестиций и в том, что оно прикрывается демократическими ценностями, чтобы получать деньги от США». Контракт с Frontera при этом подразумевался как часть стратегического партнерства Грузии и США.

А перед этой магической формулой («стратегическое партнерство») у нас не устоит никто. Ее повторяют и правительство, и т.н. оппозиция как мантру на все случаи жизни. И сейчас, когда уже началась избирательная кампания (в октябре в стране пройдут очередные парламентские выборы), обвинение в игнорировании интересов «стратегических партнеров» смерти подобно. Во всяком случае в тех политических реалиях, в которых живет наша страна. Хотя к чести нашего экономического ведомства надо сказать, что там решили сохранить лицо. В частности, в заявлении министерства сказано: «После этого решения у компании Frontera Resources Corporation есть возможность не тратить усилия на мобилизацию лоббистов и отношения с ними, а сконцентрироваться на выполнении обязательств перед трудящимися и выплатить долги по зарплатам».

В политических кругах, особенно в стане оппозиции, решение о возобновлении контракта с американской компанией было воспринято как победа. Хотя правящее большинство в лице одного из лидеров партии «Грузинская мечта», вице-спикера Парламента Г. Вольского заявило: «Фронтерой потрачено 240 000 долларов на лоббистскую деятельность, что и дало определенные результаты и бросило тень на двусторонние отношения по конкретным вопросам». Вот так, достаточно, оказывается, выплатить каким-то лоббистам довольно крупную сумму и отношения со «стратегическими партнерами» могут оказаться под угрозой.

Валерий Чхартишвили 

От Чхартишвили Валерий

Журналист, педагог