19 октября специальный представитель Европейского Союза (ЕС) по Южному Кавказу и кризису в Грузии Тойво Клаар прибыл в Азербайджан.

Т.Клаар был принят со стороны Президента Азербайджанской Республики Ильхама Алиева. На встрече были обсуждены перспективы развития сотрудничества между Азербайджаном и Европейским Союзом.

Специальный представитель отметил то, что ЕС придает значение сотрудничеству с Азербайджаном, который является надежным партнером данного союза.

В рамках визита в регион Т.Клаар провел ряд встреч в Баку, Тбилиси и Ереване. По словам дипломата, Европейский Союз и его партнеры прикладывают совместные усилия для создания атмосферы мира и процветания на Южном Кавказе.

Более подробно об этом визите пресс-клуб «Джейран Медиа» поговорил с доктором экономических наук, профессором Эльшадом Мамедовым:

— Как Вы расцениваете визит специального представителя Европейского Союза в Азербайджан? Насколько эффективны отношения между Азербайджаном и ЕС?

— Визит в Азербайджан демонстрирует то, что Европейский Союз пытается сохранять свое влияние в ведущей стране Южного Кавказа. После 44-х дневной войны, в контексте тех процессов, которые происходят в регионе и в мире, влияние ЕС на Южном Кавказе серьезно ослабло. На сегодняшний день перед дипломатией Евросоюза стоит задача сохранения своего влияния в регионе хоть в каком-то формате, и данный визит связан в первую очередь с этим.

Касательно эффективности отношений между Баку и ЕС, — это прежде всего энергетический сектор. Я полагаю, что до того, как снижение углеродного фактора в энергетической составляющей ЕС будет до конца реализовано, отношения между Азербайджаном и Европейский Союзом будут сохранены в нынешнем формате. Но все мы понимаем, что эти отношения с явным уклоном на энергетическую составляющую и каких-либо других альтернативных значимых сегментов в двусторонних отношениях не ожидается.

— Баку не настроен на полноценную интеграцию с ЕС. С чем связана такая позиция?

— Я уверен, что Баку не настроен на полноценную интеграцию. Но вместе с тем я считаю, что и Европейский Союз далек от мысли об устойчивом сближении. Период идеалистских подходов с точки зрения отношений между Европейским Союзом и странами постсоветского пространства уходит в прошлое. Очевидным становится то, что для ЕС как Баку, так и другие столицы бывшего Советского Союза в первую очередь были нужны для получения сырьевых ресурсов, а также для ослабления позиций России в экономическом и в политическом планах. Эти проекты Запада по созданию очагов так называемых «анти-Россий» были в приоритете у Евросоюза с точки зрения внешнеполитической повестки в отношении постсоветских стран. Сегодня, в результате ослабления экономических и политических позиций ЕС, эти настроения идут на спад.

— Как Вы считаете, может ли Европейский Союз внести вклад в укрепление стабильности и мира, формирование атмосферы доверия в регионе?

— Как я отмечал выше, влияние Европейского Союза ослабевает. Даже в те годы, когда ЕС имел реально влияние на ситуацию на Южном Кавказе, — мы так и не увидели его серьезного вклада в это дело. Опять-таки интересы Евросоюза на постсоветском пространстве в первую очередь связаны с политикой по ослаблению влияния России в этом регионе, с политикой, направленной на дезинтеграционные процессы и получение определенных дивидендов в плане поставок из региона сырья в обмен на готовую продукцию.

— Удовлетворяет ли Азербайджан позиция Брюсселя по Карабахскому вопросу?

— Фрагментарно на определённых промежутках истории мы слышали заявления европейских чиновников, которые отражали реальную действительность. Вместе с тем системного и комплексного подхода в позиции Брюсселя по Карабахскому вопросу, основанного на международных нормативно-правовых актах и нацеленного на реализацию тех соглашений, которые уже имеются (по незыблемости границ, по тем основополагающим направлениям, которые были признаны на международном уровне) в устойчивом формате, по крайней мере, мы не заметили. Были, опять-таки, определенные решения и мнения, которые озвучивались, но в целом ЕС не сыграл значимой роли.

— Какие перспективы сотрудничества Азербайджана и ЕС?

— В первую очередь, энергетическая повестка, и здесь идет речь больше о ближней и среднесрочной перспективе, нежели о каком-либо долгосрочном сотрудничестве, так как со снижением углеродного фактора в энергетике в отношениях Азербайджана и Евросоюза спад неизбежен.

— Как Вы можете оценить подобные встречи спецпредставителя ЕС в Ереване и Тбилиси?

— В принципе, для Европейского Союза подходы на постсоветском пространстве в целом универсальны. Хотя имеются кое-какие отличия — в первую очередь связанные со степенью влияния на разные республики. По истечении 44-х дневной войны позиции Евросоюза в Армении серьезно ослабли. Ереван осознал, что без решающего значения России вопрос существования армянского государства может встать достаточно серьезно. По этой причине для Армении отношения с Россией носят безальтернативный характер.

В Грузии ситуация немного другая. Я уверен, что в долгосрочном плане и Тбилиси осознает необходимость сотрудничества в региональном развитии, в углублении экономической, гуманитарной и социальной интеграции на постсоветском пространстве. Но и на сегодняшний день, и в ближнесрочной перспективе для Тбилиси отношения с Евросоюзом играют и будут играть важную роль, определенные проекты все же будут реализовываться в Грузии. Хотя, как мы уже видим, устойчивого экономического и политического эффекта Тбилиси от этого не получает. Для ЕС Грузия, как и другие страны бывшего СССР, имеет не столь принципиальное значение, с точки зрения своего видения будущего Европы. Для Брюсселя Тбилиси очередной сегмент для проекта «анти-Россия». Что же касается сырьевых ресурсов, их в Грузии крайне мало, поэтому в этом контексте она не так важна и ценна для Европейского Союза.

От Намазалиева Ляман

Магистр политических наук