Несмотря на разгар летнего сезона, политическая обстановка в Грузии довольно напряженная. Неделя началась со взаимных обвинений двух бывших соратников — экс-президента Михаила Саакашвили и лидера оппозиционной партии «Новая Грузия» Георгия Вашадзе. «Факт, что он перешел на темную неправильную сторону», — сказал экс-президент в эфире одной из оппозиционных телеканалов. Дело в том, что Вашадзе на днях заявил о своих амбициях стать новым премьером страны и сыграть в новейшей истории нашего народа роль великого царя Давида, прозванного благодарными потомками Строителем.
А место строителя нашего государства, как это известно всем в нашей стране, давно уже застолбил за собой третий президент, а ныне высокопоставленный госслужащий соседней незалежной державы М. Саакашвили. Естественно, что такого посягательства со стороны своего бывшего подчиненного и единомышленника экс-президент стерпеть не смог. Он назвал конкурента «марионеткой Иванишвили», отметив: «Если это мечта молодого человека — играть в игру Иванишвили, — он не сможет ее сыграть. Ни он, и никто другой, потому что я вовлечен в эту кампанию, я собираюсь победить Иванишвили вместе с грузинским народом.”
Оппонент не остался в долгу. Вашадзе заявил, что ни у одного из оппозиционных политических лидеров «нет права на необоснованное поливание друг друга грязью». Таким образом миф о единстве т.н. оппозиционных сил, которые широко разрекламировали свое объединение всего месяц тому назад, назвав свой блок «Сила в единстве», рухнул.
Масло в огонь подлил еще один видный общественный и государственный деятель современности. «Саакашвили никак не может стать премьер-министром при такой разношерстной оппозиции. Шансы получить поддержку критической массы в такой разношерстной оппозиции мизерны. Существуют и юридические преграды — он в бегах»,- подчеркивает один из лидеров «европейцев», а в прошлом главный идеолог «националов» Г. Бокерия.
Но не только премьерские амбиции стали причиной раздоров в стане оппозиции. На этой неделе «Европейская Грузия – движение за свободу» представила своих кандидатов в одномандатных округах регионов, тем самым поставив окончательную точку в мифе о единых кандидатах от оппозиции по всей Грузии.
В Самегрело (регион Зап. Грузии) «Европейская Грузия» выставила экс-мэра Тбилиси Гиги Угулава, что насторожило представителей «Нацдвижения», для которых округ Зугдиди очень важен, поскольку здесь у них, как они считают, очень хорошие позиции. Еще бы – ведь тут они традиционно выставляют свою «тяжелую артиллерию» — супругу экс-президента голландку Сандру Руловс. Она особенно нравится определенной категории местных избирателей, для которых экс-первая леди специально выучила несколько песен на мегрельском языке.
Между тем, Служба государственного аудита следит за финансовыми делами партий и законностью источников их доходов. По данным этой службы, всего в Грузии 263 партии. Примечательно, что для участия в парламентских выборах, которые состоятся 31 октября, заявки на регистрацию подали 68 партий. Остальным или не хватает финансовых возможностей, или политических амбиций. При этом, как выяснилось, доход более одного миллиона лари (около 333,4 тысячи долларов) за первые полгода получили сразу три партии, при этом одна из них – «Лело » – не получает финансирования от государства и существует только благодаря пожертвованиям. Да и зачем таким маститым банкирам, какими являются основатели этой партии господа Хазарадзе и Джапаридзе, какие-то государственные субсидии, которые получают другие политические партии ( к примеру, «Нацдвижение» с его полумиллионным бюджетом).
А каковы шансы политических партий на победу в выборах? Большинство аналитиков считают, что на фоне успешной борьбы с коронавирусом, что признано не только у нас в стране, но и международной общественностью, шансы у правящей ныне «Грузинской мечты» весьма высоки. Кроме того, хорошие шансы у тех политических объединений, которые ориентированы на традиционные ценности и налаживание добрососедских отношений с соседями.
«Альянс патриотов Грузии» имеет шанс получить высокий процент голосов избирателей на выборах. Потому что у них есть электорат, который за восстановление отношений с Россией, и мне кажется, это одна из основных причин, почему люди их поддерживают», – считает политолог Тамар Кикнадзе.
Валерий Чхартишвили