В последнее время в Грузии широкий резонанс получили несколько уголовных дел, которые еще находятся в стадии расследования, но, благодаря усилиям некоторых местных СМИ, вызвали в обществе неоднозначную реакцию. В частности речь пойдет о трагической гибели молодой девушки.

Чтобы стало ясно насколько широкий резонанс получило это дело, скажем, что на днях полтора десятка неправительственных общественных организаций, среди которых такие авторитетные, как Центр мониторинга прав человека (ЕМС), Ассоциация молодых юристов Грузии, хартия журналистской этики Грузии, выступили с коллективным письмом, в котором осудили методы и стиль освещения данного уголовного дела одним из «флагманов оппозиционной» журналистики, с претенциозным названием «Мтавари архи» (Главный канал).

Неправительственные организации призвали журналистов уважать принцип неприкосновенности частной жизни и не нарушать фундаментальные права и свободы человека, на чем основано любое цивилизованное человеческое сообщество.

Теперь вкратце о сути дела. 23-летняя Тамар Бачалиашвили выехала из Тбилиси и бесследно исчезла. На пятый день розысков деревенский пастух обнаружил ее мертвой, на заднем сиденье собственного автомобиля, в 30 километрах от столицы.

Следствие ведется по двум статьям УК – “незаконное лишение свободы” и “доведение до самоубийства”. Работала девушка программистом в одной из частных компаний в Тбилиси. Родные погибшей девушки говорят, что не имели ни малейшего представления о том, чем она занималась. “Однажды заметила в компьютере дочки какие-то непонятные вещи. Спросила ее. Она ответила, мы так получаем заказы, распределяем их и выполняем…», – вспоминает мать в одном из интервью.

Вообще надо сказать, что родственники и друзья погибшей девушки раздают интервью и публично выдвигают собственные версии. В том числе, напрямую затрагивающие не только компьютерные технологии, но и некоторые детали частной жизни. Примечательно, что члены семьи не так давно устроили нечто вроде протестной акции у здания посольства США с требованием привлечь к расследованию экспертов ФБР.

Кстати, упование на всесильных «федералов» у нас не новое явление. Помнится, еще лет пятнадцать тому назад, когда при не менее загадочных обстоятельствах погиб тогдашний премьер-министр страны З. Жвания, семья погибшего требовала подключения к расследованию заокеанских агентов. В итоге, до сих пор в нашем обществе нет доверия к той версии, которая была официально озвучена тогдашним министром внутренних дел В. Мерабишвили, который совсем недавно покинул «места не столь отдаленные».

Но вернемся к трагедии молодой девушки и к той вакханалии, которую устроил вокруг этого дела вышеназванный телеканал. В ходе «журналистского расследования» было высказано предположение, что девушка, будучи опытным программистом, сумела проникнуть в секретные файлы с компроматом на трех высокопоставленных чиновников действующего правительства. Мол, автомобиль, в котором был обнаружен ее труп, был привезен в лес … на эвакуаторе, а в компьютере находились секретные файлы, которые были стерты и т.д.

Как говорится, язык костей не имеет и молоть можно все. Тем более такому «оппозиционному» телеканалу, который возглавляется такой одиозной во всех отношениях фигурой, каким является его директор Н. Гварамия. При прежнем режиме он у нас успел побывать министром юстиции, министром образования и науки, заместителем генерального прокурора Грузии… Одним словом, особа, приближенная к … президенту. Между прочим, он стал крестным старшего сына нашего бывшего. А в такой традиционной стране как Грузия, это о многом говорит.

И тут возникает вопрос – а зачем понадобился весь этот сыр-бор вокруг трагедии несчастной девушки? Думается, разгадка кроется в магическом слове – выборы. Ведь не за горами очередные парламентские выборы, на которые прежние властители (националы) возлагают большие надежды. А любая шумиха в предвыборный период играет в их пользу, ибо все можно использовать для компрометации политических противников. Ведь давно известно, что цель оправдывает средства.

Валерий Чхартишвили

От Чхартишвили Валерий

Журналист, педагог