26 ноября в Сочи состоялась встреча между Владимиром Путиным, Николом Пашиняном и Ильхамом Алиевым, в ходе которой лидеры государств обсудили широкий спектр вопросов, касающихся армяно-азербайджанского урегулирования, делимитации/демаркации границ и разблокировки транспортных коммуникаций.

Повестку встречи составили ключевые на данный момент темы: разблокировка транспортных коммуникаций и возможность начала конкретных переговоров по обозначению границ.

Лидеры Армении и Азербайджана встретились впервые за долгое время, практически во второй раз с тех пор, как в прошлом году страны вступили в вооружённый конфликт.

«Сочинская встреча руководителей России, Армении и Азербайджана, несомненно, важное международное событие», – отметил в беседе с пресс-клубом «Джейран медиа» армянский политолог Арам Сафарян. 

«Хочется сразу сказать, что нужно выразить большую благодарность Президенту Российской Федерации В.В. Путину за его деятельность в направлении установления мира на Южном Кавказе, в разрешении насущных проблем по нормализации ситуации. Многие вопросы при посредничестве и содействии России уже были решены на протяжении последнего года», – сказал эксперт. 

С таким мнением согласен и азербайджанский политолог и историк Ризван Гусейнов, отмечая в интервью «Джейран медиа» важность встречи в Сочи. «Встреча фактически подтвердила трёхсторонние договорённости от 9 ноября 2020 года и 11 января 2021 года, когда встречались руководители трех стран», – сказал азербайджанский эксперт. 

Однако остаётся и ряд противоречий.

Армения, со своей стороны, пытается разделить процессы постконфликтного урегулирования. Вопрос делимитации и демаркации касается исключительно границ и территории двух государств, а нагорно-карабахский вопрос – это вопрос, связанный с правом народа на самоопределение и безопасным проживанием там армян. 

По мнению Арама Сафаряна, важно, чтобы Россия и ее возможности, ее карты, ее понимание военно-политических и прочих реалий были поставлены на службу разграничению этих границ и взаимному признанию. Как считает эксперт, эту работу никто кроме России не в состоянии делать. 

«После распада СССР новонезависимые страны, в том числе Армения и Азербайджан, были признаны международным сообществом и стали членами разных международных организаций при границах, которые были в советское время, которые были начертаны сто лет назад на заре советской власти. Нравится кому-то это или нет, но это реалии, с которыми надо свыкнуться.

Армения будет и впредь оспаривать право народа Нагорного Карабаха на самоопределение вплоть до создания собственного государства в рамках «Хельсинских основополагающих принципов» ОБСЕ, принятых в 1975 году и не потерявших свое звучание и свою свежесть даже в наши дни», – говорит Сафарян. 

Азербайджан же настаивает на обратном. 

Для Баку важно признание территориальной целостности и решение вопроса с границами. В Азербайджане считают, что именно Армения тормозит переговорный процесс, а, соответственно, дальнейшее устроение региона и разблокировку транспортных коммуникаций. Однако важно и то, что по итогам совместного заявления отсутствуют нежелательные для Азербайджана формулировки и для страны данная встреча имела стратегический важный характер. 

«Основным посылом встречи в Сочи были два момента: открытие Зангезурского транспортного коридора, тут нет альтернативы – он будет открыт», – отмечает Гусейнов. 

«Данный пункт обязана выполнять и Армения, которая уже третий раз подписалась (и 9 ноября и 11 января и 26 ноября подписаны документы, которые друг друга подтверждают) по вопросу разблокировки транспортных путей/коммуникаций. Второй момент – ситуация на армяно-азербайджанской границе: вопрос делимитации и демаркации границы. Встреча в Сочи уяснила, что будет создана двусторонняя азербайджано-армянская комиссия по трансграничным вопросам, по делимитации и демаркации. Не трехсторонняя, как надеялась армянская сторона, пытаясь втянуть в этот процесс Россию. Таким образом, чётко было дано понять, что только Азербайджан и Армения будут решать вопрос границы, а Россия может играть роль консультативного органа или же с Россией будут консультироваться, когда будут возникать какие-либо проблемы или вопросы», – сказал азербайджанский политолог. 

Остро стоит для Армении и вопрос возвращения удерживаемых Азербайджаном граждан Армении.

По словам эксперта Сафаряна, важно понимать, что процесс нормализации отношений должен быть продолжен в направлении создания большего доверия между народами Армении и Азербайджана, и для этого надо, чтобы Азербайджан вернул Армении всех военнопленных. 

«Основополагающий принцип нормализации отношений — это обмен всех наших военнопленных. Только тогда армянский народ будет воспринимать эту новую международную реальность как сердобольную, как приемлемую для себя. Работу по возращению военнопленных, работу по возвращению тел без вести пропавших нужно продолжать, ее нужно довести до логического конца прозрачного, понятного всем обществом нашего региона и международного сообщества», – отметил Арам Сафарян. 

Решить все вопросы, а тем более вопрос, связанный с демаркацией и делимитацией, выстроить транспортные коммуникации и разблокировать их в короткие сроки не представляется возможным. Потребуется время и кропотливая работа, чтобы говорить о будущем.

Однако принципиально важным остается то, что на сочинской встрече стороны обсудили не только разблокирование транспортных коридоров, но и создание механизма демаркации и демилитаризации, что уже является позитивным сигналом для всего региона и мирового сообщества. В очередной раз данный формат доказал эффективность в развитии диалога, посредником в котором остается Москва, сумевшая в очередной раз проявить наличие политической воли и быть посредником в диалоге между Ереваном и Баку, продемонстрировав свои медиаторские качества, позволяющие ей одинаково взаимодействовать с обеими сторонами.

После трёхсторонней встречи в Сочи встречи ожидать чего-то значительного от предстоящего саммита программы «Восточного партнерства» 15 декабря, где должны состояться переговоры лидеров Азербайджана и Армении, не стоит.

«Москва ещё раз показала, что не собирается уступать в этом вопросе Европе. Ни Россия, ни Турция не уступят третьим странам (странам Запада или ещё кому-нибудь) свою лидирующую роль в новых региональных процессах. 

Позицию Москвы в Сочи поддержала и официальная Анкара: буквально сразу после встречи администрация президента Турции очень позитивно высказалась относительно результатов переговоров и выразила надежду, что она сыграет большую роль в региональных процессах», – подытожил Ризван Гусейнов. 

Абазов Дмитрий, Намазалиева Ляман