Об армяно-российских взаимоотношениях, возможности вступления Армении в Союзное государство с Россией, об усилении Русского мира, а также о региональных процессах корреспондент «Джейран медиа» побеседовал с политологом, радио- и тележурналистом Сергеем Михеевым.
– Во время последних обострений на армяно-азербайджанской границе власти Армении заявили, что обратились к России за помощью, хотя официального обращения не было, но армянский народ ждал каких-то действий от России. О чем свидетельствует эта ситуация?
– Власти Армении это представили так, как им выгодно. А им выгодно постоянно переводить стрелки на Москву и сваливать все на Россию. Вот, мол, и так все понятно. Почему же Россия ничего не делает? Но если бы Армения была регионом России, входила бы в Российскую Федерацию, то можно было бы так рассуждать. Но я напомню, что Армения является независимым государством, и далеко не всегда ее политика соответствует интересам России. При этом у нас есть договоренности, Армения входит в ряд образований с Россией. Но Россия и Армения на сегодняшний день – это два разных независимых государства, где есть разные власти, которые по-разному видят многие вопросы, поэтому, я считаю, все вопросы армянская власть должна в первую очередь задавать себе, а потом уже всем остальным. Поэтому, когда армянский народ, например, задает вопрос, почему ОДКБ не вмешалось, нужно сначала задаться вопросом, почему Пашинян не поднял этот вопрос на официальном уровне.
– В Армении есть движение «Сильная Армения с Россией. За новый Союз», которое выступает за вступление Армении в Союзное государство вместе с Россией. Заинтересована ли Россия в подобного рода интеграции с Арменией?
– Я думаю, что, скорее всего, Россия была бы заинтересована в развитии подобного рода событий. Хотя понятно, что отношения с Арменией несут как свои плюсы, так и минусы, потому что надо будет взять на себя ответственность за многие вопросы. При этом если эта идея не будет поддержана большинством населения Армении, то лучше этого не делать, в противном случае опять начнутся разговоры про «злую Россию», которая всех оккупировала и никому не дает свободно жить. Но в случае если эта идея будет иметь поддержку большинства населения Армении, то, я уверен, она найдет понимание в Москве.
– Ученые отмечают, что сейчас страны объединяются на основе цивилизационной близости: коллективный Запад, Тюркский мир. Отмечается также, что в ближайшем будущем взаимоотношения в геополитике будут строиться уже между цивилизациями. Будет ли Россия двигаться в направлении усиления Русского мира?
– Я лично сторонник проекта Русский мир, и, без всякого сомнения, Россия является отдельной цивилизацией. Я правда не уверен, что армяне считают, что они входят в русский мир. Но чтобы было ближе к реальности, скажу, что никакие планы Турции по распространению собственного влияния на тюркские регионы России, а также на увеличение собственного влияния на постсоветском пространстве в Москве приветствоваться не будут. Турция остается членом НАТО, и любые ее поползновения на север, это то, что в последствии достанется блоку НАТО.
Мы не претендуем на территорию Турции и никогда не претендовали, поэтому любые претензии турок на какое-то особое влияние на территории России, я считаю, мягко говоря, необоснованными.
– Турция периодически совершает провокационные действия по отношению к России, при этом Россия и Турция сотрудничают по ряду отраслей: в экономике, в военной сфере. Турция – союзник или соперник России?
– Я думаю, что Турция не союзник и не соперник на данном конкретном этапе. Если говорить о союзничестве или соперничестве, то соперничество в перспективе более вероятно, чем союзнические отношения. Во-первых, есть историческая подоплека под этим вопросом, и она никуда не денется: исторические отношения между Россией и Турцией очень сложные. Что касается экономических связей, то, конечно, они очень важны, но экономика не определяет всего спектра отношений. Поэтому если амбиции Турции будут развиваться в том числе в геополитической сфере, то экономика не спасет от перехода в состояние соперничества. Пока экономическое сотрудничество удерживает Россию и Турцию от открытого соперничества, но питать каких-то иллюзий по поводу отношений с Турцией в будущем я бы не стал.