Жизнь Чабуа Амирэджиби – это драма, триллер, авантюрный роман и трагедия одновременно, и приключения абрага Даты Туташхиа, героя главной книги Амирэджиби, бледнеют рядом с фактами биографии знаменитого грузинского писателя.

Рано лишившись отца, загубленного НКВД в 1938-м, и матери, приговоренной к десяти годам лагерей, он с юных лет воспитывал в себе те качества, которые помогли ему выжить и остаться человеком. В этом смысле Амирэджиби был схож с кустиком репейника, о котором в эпиграфе к своему «Хаджи-Мурату» писал Л.Н. Толстой. Как бы ни топтала, ни ломала его злая судьба, он всегда находил в себе силы распрямиться.

Страшные приключения молодого Чабуа начались в 1944 году, когда за участие в студенческой антисоветской группе «Белый Георгий» он получил свой первый срок. Обвинение требовало для 23-летнего Амирэджиби расстрела, но, после трёхмесячного пребывания в камере смертников, он получил 25 лет исправительно-трудовых лагерей – тогдашний отсидочный максимум.

Из мест заключения Чабуа бежал трижды. После третьего побега он добрался до Белоруссии, где умудрился стать директором завода, но его отыскали и вновь бросили «за колючку» – в Норильский особый лагерь №2. Там будущий писатель принял участие в знаменитом восстании заключенных, жестоко подавленном войсками НКВД. Однако судьба хранила его, и после развенчания «культа личности» он всё же вышел на свободу.

Писать Амирэджиби начал в 1960-м, в сорокалетнем возрасте. В 1962 году публикуется первый сборник его рассказов, а в 1975-м в свет выходит главный грузинский роман XX столетия «Дата Туташхиа» , переведенный на русский язык самим автором и экранизированный через два года после публикации. Эта экранизация, несмотря на все купюры цензоров, завоёвывает писателю всесоюзную известность. Книга получает все мыслимые национальные награды, а сценарий к сериалу «Берега», также написанный Амирэджиби, удостаивается Государственной премии Грузинской ССР имени Шота Руставели.

Вторая его большая вещь, роман «Гора Мборгали» (по-русски: «Егор Непоседа»), выходит, спустя почти двадцать лет, в 1994-м. Так же как и «Дата Туташхиа», это произведение получает массу положительных отзывов и завоевывает признание грузинского и русскоязычного читателя. Амирэджиби и в этот раз сам переводит роман на русский язык.  

Его третья и последняя крупная вещь – «Георгий Блистательный», посвященная событиям XIV века, вышла в 2005 году. К сожалению, этот роман на русский пока не переведен, но мы надеемся, что российским почитателям таланта Чабуа Ираклиевича, ждать придётся недолго.

Деятельность Амирэджиби не ограничивалась литературой. В начале 90-х годов он избирается депутатом парламента Грузии, основывает грузино-американское кинопредприятие “АмГрузФильм”, работает главным редактором основанной им же газеты “Обновленная Иверия”, становится членом редакционного совета популярного в начале 90-х журнала «Детектив и политика».

Своим убеждениям Амирэджиби никогда не изменял, и, начав свою общественную деятельность, как антисоветчик, оставался последовательным антикоммунистом и противником любой власти до самой смерти. На склоне лет ему суждено было пережить ещё одну личную трагедию – гибель сына Ираклия на Абхазской войне. Но и этот удар он перенёс стоически, продолжая писать и заниматься общественной деятельностью.

В октябре 2010 года Амирэджиби получил благословение патриарха Илии II на монашеский постриг. В честь святого грузинского царя Давида Агмашенебели (Строителя) ему было присвоено монашеское имя Давид. В виде исключения, в связи с тяжёлой болезнью, Священный синод Грузинской православной церкви разрешил 89-летнему писателю пребывать не в монастыре, а дома.

Умер Чабуа Амирэджиби в своей квартире в Тбилиси в ночь с 12 на 13 декабря 2013 года, на 93-м году жизни. Он похоронен на Святой горе, в пантеоне Мтацминда. Помимо упомянутых романов, творческое наследие писателя составляют такие произведения, как «Мой дядя — сапожник»(1963), «Исповедь быка» (1964), «Георгий Бурдули» (1965), рассказы. Его именем назван грузинский танкер, построенный в Южной Корее и спущенный на воду ещё при жизни писателя.  

Игорь Бергман