В декабре произошло несколько знаковых событий для Южнокавказского региона. 9-10 декабря США провели «Саммит за демократию», куда были приглашены порядка 100 стран, в том числе Армения и Грузия.

14-15 декабря эстафету переняли в ЕС, проведя очередной саммит «Восточного партнерства», также организовав встречу лидеров Армении и Азербайджана.

Знаковым для региона стало и заявление министра иностранных дел Турции Мевлюта Чавушоглу относительно начала процесса нормализации отношений с Арменией.

В беседе с пресс-клубом «Джейран Медиа» доцент кафедры международной безопасности, доктор политических наук Алексей Фененко поделился своим видением ситуации, сложившейся в регионе Южного Кавказа, а также оценил региональные инициативы США и ЕС.

Установит ли программа «Восточное партнерство» новые приоритеты для Армении и будет ли Ереван новым плацдармом в рамках ЕС и США, учитывая недавнее приглашение на «Саммит за демократию», или же ЕС — это только о деньгах и ничего больше?

– Тут скорее на первый план выходит чисто финансовый вопрос. Участие Армении в программе с ЕС крайне проблематично. Во-первых, у ЕС нет никакой общей границы с Арменией, даже морской. Как теоретически им сообщаться друг с другом? Это очень сложно, тем более что армяно-турецкая граница до сих пор наглухо закрыта. 

Во-вторых, а что собственно может предложить Армения ЕС? По большому счету ничего. Рынок с точки зрения технологий, связей и телекоммуникаций ничтожен. Какие-то поделочные камни? У ЕС есть альтернатива, да и как проводить транспортировку всего этого из Армении? То есть чисто даже географически возможность прямого сообщения ЕС с Армений крайне затруднительна.

Серьёзная интеграция Армении с НАТО будет означать ссору с Турцией окончательно. На сегодняшний день США на это идти не хотят и не могут. Они и так волнуются о том, как бы Турция не вышла из организации НАТО. Сообщение через Грузию тоже очень проблематично, учитывая нестабильную ситуацию внутри страны. Поэтому на первый план тут выходит следующий момент: американцы хотят окончательно вбить клин между Россией и Арменией, для этого они демонстративно пригласили республику на этот саммит, чтобы показать, что Армения отныне «наш партнер», а вы в ОДКБ думали, что Армения уходит от структуры, что спровоцировало бы новый кризис и в отношениях России с Арменией, и Армении со всем ОДКБ.

Приглашение Армении на «Саммит за демократию» – геополитический расчет не только США. Я думаю, что немалую роль здесь сыграла и Франция, учитывая давние связи Армении с Парижем. Не только против России, но и вообще против евразийской интеграции, против любых евразийских структур, против ОДКБ и против ЕАЭС. 

Глава Евросовета Шарль Мишель 14 декабря в Брюсселе провел трехстороннюю встречу с лидерами Армении и Азербайджана – Николом Пашиняном и Ильхамом Алиевым, 15 декабря состоялся очередной саммит «Восточного партнёрства». Предстоящее событие западной и частью армянской прессы преподносится как важный шаг, способный значительно продвинуть переговорный процесс. Как вы можете оценить данную инициативу ЕС, способен ли Запад перехватить инициативу у Москвы и сыграть значимую роль в вопросе пост-военного урегулирования без вовлечения Москвы или же все попытки Запада и США обречены на провал?

– Они мечтали бы перехватить вопрос урегулирования, но в этом случае пришлось бы взять на себя ответственность за конфликт, а этого не желают ни США, ни ЕС. Другое дело, что они хотели бы провала российской миротворческой миссии для того, чтобы доказать миру, что Россия неспособна проводить какие-то миссии, и чтобы одновременно поссорить Россию с Арменией и Азербайджаном. Вот это то, что они бы хотели сделать, а для этого им нужно постоянно подпитывать в Армении какие-то надежды на реванш, что вот однажды в будущем мы вам поможем, НАТО поможет вам перевооружить армянскую армию для реванша и т.д. Заодно с этим Пашинян получает возможность закричать на весь мир, что у нас теперь есть более перспективный партнер, чем Россия. Мы, дескать, обращались к России за помощью, Россия нам отказала, теперь мы ищем помощников в НАТО. Под это и делаются все подобные расчеты.

Министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу на днях официально заявил, что Армения и Турция начинают процесс нормализации отношений, который будет осуществляться посредством спецпредставителей. Как вы расцениваете данное решение, будет ли оно способствовать нормализации отношений между двумя странами и готова ли Армения к такому шагу?  

– Вряд ли это поможет нормализации отношений, потому что Армения и Турция уже пытались урегулировать отношения в 2009 году, когда были подписаны Цюрихские протоколы. Они предполагали и разблокировку границы, и создание смешанной комиссии по спорным историческим проблемам, и установление полноценных дипломатических отношений. В общем-то провалились тогда Цюрихские протоколы, а ничего равного этим протоколам мы, во-первых, не видим, а во-вторых, после такого провала у руководства обеих стран глубокое недоверие. В Армении еще есть надежда на реванш, которая и является источником дестабилизации.

10 декабря 2021-го в Москве состоялось первая встреча в рамках платформы «3+3» под сопредседательством заместителей министров иностранных дел, в которой Грузия участвовать отказалась. Как вы оцениваете такую политику Тбилиси и причастны ли к этому США?

– Понятно, кто за этим стоит. Соединённым Штатам не нужно формирование регионального форума без их участия. Если США в нем не участвуют, то их задача сорвать работу данного формата.

Американцам вообще не хочется, чтобы такой формат существовал. Тогда тут всегда будет узел противоречий, всегда будет напряженность для России и Турции, и США могут, как бы издалека, направлять такое течение региона.